Срочные новости раздела
Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отличие от предыдущей версии спектакля — всего одно, но оно ключевое. «Обновление» сводится к вводу актера, но вводу на главную роль. В образе Бессеменова дебютировал актер «Современника» Сергей Юшкевич. Ранее — с момента премьеры в мае 2023 года — эту роль исполнял Александр Балуев.

И идея, и манера прочтения, и декорации — из прошлой версии. В «наследство» Юшкевичу достаются сценические дети, жена, квартиросъемщики и приживалы-соседи, семейные конфликты, прописанные Горьким.

Режиссер Павел Сафонов рассказывает:

– Я Сергея давно знаю по Щукинскому училищу. Мы учились в одном потоке. Сейчас я встретился с очень большим, серьезным, набравшимся и мастерства, и опыта артистом. Поскольку он центральный персонаж, все связи с другими героями претерпели перезагрузку. Мы глобально спектакль, конечно, не перестраивали, но может быть добавили чуть больше нервности, резкости. Сергей внес душевную экспрессию другого плана, связал с собой всех персонажей в еще более крепкий узел. 

«Душевная экспрессия другого плана» застывает где-то между всепоглощающей отцовской любовью к детям и сумасбродным желанием полностью контролировать жизнь своих отпрысков. «Крепкий узел» с другими персонажами оказывается полуразвязан. Каждый герой «Мещан» в исполнении актеров «Современника» напитан собственной философией и не способен услышать другого. Бессеменов в своем доме, кажется, более не хозяин,  повлиять на мировоззрение других персонажей он не в силах. Но при этом именно он удерживает под своей крышей людей, совершенно друг на друга непохожих. 

Сергей Юшкевич считает, что его герой — не тиран, а по-своему любящий папа, и что в экспрессивной форме тотальной заботы нет ничего «деспотичного» — только гипертрофированное чувство ответственности за жизнь детей. Его Бессеменов — в родительском замешательстве. Василий Васильевич существует на разломе времени, которое он сам называет страшным. Начало века (пьеса «Мещане» была написана в 1901-м году) — это эпоха интуитивного беспокойства, время, когда все волнуется, трещит, ломается жизнь. Бессеменов боится за наследников, но не может им объяснить, как, по его мнению, устроен мир, и за какие ценности нужно цепляться, чтобы обрести стабильность и покой, потому взрывается и мгновенно, на середине реплики, переключает напускное «компромиссное» спокойствие на жестокость.

Сергей Юшкевич рассказывает:

— Мы же очень часто проявляем настойчивость, бескомпромиссность, дабы уберечь детей, потому что тот путь, который нами, как родителями пройден, намного больше. Эту гипертрофию я не могу назвать тиранством, потому что мы зачастую приходим к каким-то резким таким «семейным» температурам именно из-за силы непонимания. Начинается разговор, ты совершенно спокойно своим детям говоришь что-то, и вдруг с той стороны начинается сопротивление, противопоставление. И дабы его сломать, преодолеть непонимание, приходится включать силу, чтобы продавить его.

В спектакле конфликт отцов и детей превращен в столкновение ярких, «предельных» цельных образов. Петр (Николай Новоселов), кажется, не может принять ни одного самостоятельного решения, на мир смотрит, как и полагается мещанину в трактовке Горького, пассивно: плывет по течению, видит в своей жизни лишь непреодолимую силу и горечь «предлагаемых обстоятельств». Татьяна (Виктория Романенко) чувствует себя лишней и нелюбимой, не знает, что ей делать со своим настоящим и будущим. Актриса говорит, что на современном языке это называется «депрессией», и что в тексте Горького драма ее героини, которую в спектакле трактуют с психологическим размахом XXI века, уже намечена.

В своем спектакле режиссер Павел Сафонов переосмысляет пьесу Горького. Принято считать, что классик больше поддерживал «революционера» Нила, и настаивал на необходимости кардинально резких, достаточно жестких по отношению к «мещанину» Бессеменову действий. Нил (Даниил Попов) в спектакле выписан краской индивидуализма — этакий одинокий, перемазанный золой волчонок, который готов строить свою жизнь чуть ли не на головах остальных. Он не уважает своих родителей и не понимает, почему ему — «кузнецу» будущего — нужно считаться с их мнением. 

«Современник» довольно ясно выступает на стороне отцов, но не отступает от текста пьесы. Такую трактовку усиливают яркие портреты детей, иначе поставленные смысловые акценты и тот факт, что герои — даже те, которые по замыслу классика наделены потенциалом «построения» нового счастливого мира, совсем не взаимодействуют друг с другом. Они просто друг друга не слышат. Обстоятельство, намеченное самим Горьким — о трагедии всеобщей глухоты говорят и Татьяна, и ее отец Василий Васильевич. Павел Сафонов проводит параллели между «Мещанами» Горького, «Королем Лиром» Шекспира и романом «Отцы и дети» Тургенева:

- Это вечная проблема. Мы же все в семье пытаемся быть счастливыми. Существует некоторая разница между восприятием старшего и младшего поколений. Учиться на чужом опыте мы не хотим, пока сами не наступим на те же грабли. Мы ничего не перенимаем у наших старших,  у наших родителей. Нам надо самим пройти этот путь, чтобы поверить в то, что они могут быть в чем-то правы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...