Срочные новости раздела
Человек эпохи советского возрождения: в РОСИЗО показали  «личное» Жилинского

Человек эпохи советского возрождения: в РОСИЗО показали «личное» Жилинского

Выставку открывает картина «Автопортрет. Студент» 1946 года. На ней Жилинский, еще очень юный выпускник института, исподлобья смотрит на зрителя — с интересом и каким-то очень человеческим предчувствием, словно еще непонятно, что будет впереди, но уже ясно, что все, что увидит и впоследствии перенесет на бумагу этот студент, будет красиво. Зрителей встречает его этюдник: здесь вместе с кистями и красками лежат зеркало и лупа — излюбленные инструменты художника.

Перед тем как перейти в хронологически «первый» зал, работы которого отображают советский быт с 1940-х до 1964-го, важно уяснить, что все персонажи его картин, даже те, кого художник изображает на заднем плане — это его знакомые, семья или друзья.

Первая жена Нина тут «присутствует» в четырех вариациях: Дмитрий изображает ее на картинах «Утро», «Нина», на картине «В вагоне метро» и на этюдах. Художнику нравилось писать то, что знакомо — он говорил, что если тщательно изучить лицо героя, то получится передать необходимое настроение в мельчайших деталях — даже перенести кистью на холст едва уловимые мимические морщинки.

На живописном полотне «В метро», например, художник изображает свою жену Нину и подругу семьи Лавинию Бажбеук-Меликян. Эта картина — наверное, единственная на выставке, которая близка по эстетике работам «сурового стиля» — она похожа на случайную фотографию, которая запечатлевает жизнь реалистично, без прикрас. Казалось бы, какие чувства можно заметить у людей в столичной подземке? Делаем поправку на время — в середине 50-х пассажиры метро вряд ли имели смартфоны. На лицах — разные эмоциональные оттенки: от вечерней задумчивой тоски до радости встречи, которая так и не завершилась. Могло бы быть знакомо, не так ли?

Жилинский предпочитал рисовать тех людей, которых хорошо знал. Знакомыми художника были молодые коллеги, представители творческой интеллигенции, которые в его понимании воплощали дух эпохи оттепели так же, как и рабочая молодежь — на работах художников «сурового стиля». Позднее Дмитрий Дмитриевич посвятил несколько живописных серий второй супруге Венере и сыну Николаю. Маму изобразил на картине «Под старой яблоней» и на первой картине, вдохновленной библейским сюжетом — «DIOS CON NOSOTROS».

Еще одна «простая» радость, которую художник превращает в вечный сюжет — это эфемерность и мимолетность «дачных» впечатлений, которые застывают на живописных полотнах. Героями становятся соседи-художники, молодая дочь Ольга и даже преподаватель из института Чернышев вместе с семьей. Куратор выставки, Елена Семенова, рассказывает:

«Жилинский часто перерисовывал свои работы, либо создавал вариации. Портреты семьи Чернышевых — это три картины, они созданы приблизительно в один и тот же период. Работы похожи, но у них все равно есть отличия в построении силуэтов, в выборе фона и композиции, в деталях. Жилинский тщательно прописывал работы, огромное значение придавал тому, что делает. Каждая из этих картин — в авторской раме. Дело в том, что Жилинский в 1964 году перешел к темперной манере письма, рисовал на специальных досках, сам подготавливал ДСП к работе — отсюда возник интерес к материалу. Художник считал произведение законченным, только если мог создать к нему индивидуальную авторскую раму».

Материалами для рам стали гипс, холщовая ткань и дерево. На картине «Под старой яблоней» Жилинский нарисовал мать, а на раму поместил изображение отца, которого расстреляли в 1937 году, и брата Василия, который погиб на фронте.

Своим творчеством Дмитрий Жилинский доказал, что современное искусство не может развиваться без вдумчивого усвоения живописных традиций. В одном из интервью Жилинский рассказывал, что его преподаватель — Владимир Фаворский — долго учил его работать с отношением объектов в пространстве. Знаменитый художник отметил успехи — «Поздравляю, мы научились строить перспективу в рисунке». И тут же задался новым вопросом: «А в чем заключается глубина иконы?»

Молодой ученик понял, о чем на самом деле говорил Фаворский, много лет спустя, когда начал обращаться в своих работах к темперному стилю. Старинная техника прежде всего вдохновляла на отображение современной действительности и помогала разработать собственный метафорический язык, который художник развивал в своих картинах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...