Срочные новости раздела
Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Так было с якутской «Айтой» и «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова, которому выдали временное удостоверение, действительное только в дни фестиваля, и то со скрипом.

В нынешнем конкурсе участвуют восемь картин: «Операция «Холодно» Данила Иванова, «Шаман» Михаила Мерзликина, «ON и Она» Евгения Корчагина, «День недели — любой» Алены Званцовой, «Сумма квадратов катетов» Кита Фрайхайта, «Чувства» Виктории Мокеровой, «Спид Стар» Алексея Амбросьева-младшего. Покажут и «Гирокастру» — режиссерский дебют Юрия Арабова. Жаль, что увидим мы его уже после смерти автора. 

Ведущими церемонии открытия стали Евгений Цыганов и его 19-летняя дочь, которую смело можно назвать взрослой дочерью молодого человека, используя слова замечательного драматурга Виктора Славкина. Год назад Полина Цыганова получила на «Зимнем» приз за лучшую женскую роль.

Фильмом открытия нынешнего года стала документальная картина «Жизнь Анатолия Гребнева», сделанная его внуком Александром Родионовым вместе с Елизаветой Козловой. Он, как и дед и как его безвременно ушедшая мама Елена Гремина, — драматург. А фильм задумал к 100-летию со дня рождения Гребнева, «последнего советского сценариста», как он сам себя называл.

По его сценариям сняты «Дикая собака Динго», «Июльский дождь», «Старые стены», «Дневник директора школы», «Успех», «Частная жизнь», вошедшая в пятерку номинантов «Оскара». Как скажет сын Гребнева — сценарист и режиссер Александр Миндадзе, тогда это ничего не значило у нас. По счастью, удалось найти фрагмент оскаровской церемонии, когда объявили «Частную жизнь» Юлия Райзмана в числе претендентов на премию Американской киноакадемии.

Вместе с Александром Родионовым мы идем по улицам Тбилиси, по маршруту, который прочертила его бабушка и жена Анатолия Борисовича. Там они выросли, объяснились в любви на Воронцовском мосту, а потом вместе прожили 60 лет. Как заметит Миндадзе, внук взял след деда и в какой-то момент им стал.

Отдельная глава фильма о Гребневе посвящена домам творчества. Никогда не понимала, как можно было там писать сценарии, но тут все стало очевидным. По словам Миндадзе, это был ритуал самодисциплины. В небольших номерах без особых удобств весь день стучали машинки. В них временно поселялись люди из коммунальных квартир, чтобы уединиться и написать свои исповеди в форме сценария. Они отсекали себя от привычной жизни, уходили в командировку в самих себя. Все, что там было написано, стало классикой кинематографа. 

Дом творчества в Матвеевском станет последним домом для Анатолия Гребнева. Он выйдет за персиками, а на обратном пути у ворот его собьет машина. В этом было что-то фатальное, тем более что незадолго до смерти он написал в дневниках, что видел свою смерть.

Одна из глав фильма называется «Протокол времени». По сценариям Гребнева можно изучать жизнь, то, как когда-то говорили люди, как они молчали. В картине о нем вспоминают сестра Мира Тарнопольская, которая младше на полгода, внучка Катя Шашалова, тоже ставшая сценаристом и режиссером.

Биография у Гребнева драматическая и удивительная. Отца расстреляли в 1937-м. Юным он пришел домой к Пастернаку со своими стихами, и они были холодно приняты. В фильме использована хроника похорон Пастернака, на которых присутствовал Гребнев. 

Вспоминаю, как Анатолий Борисович говорил о необязательной московской дружбе, когда ты с удовольствием встречаешься с приятелями, а потом надолго расстаешься, чтобы так же радушно встретиться спустя время. Сам он дружил иначе, жил весело. Гости приходили каждый день. Это было после смерти Сталина, когда все вдохнули полной грудью. Жили надеждами, пили коньяк с огнем. Тому свидетель — деревенская женщина, няня Нина Куликова, вырастившая дочку Гребнева — Елену.

Он писал просто и без пафоса, и человеком был сердечным и внимательным. Забыть его невозможно, а слыша голос сына, принимаешь его за голос отца. С годами сходство все очевиднее. В эпилоге Александр Миндадзе назовет отца человеком со своим сейфом внутри. Жил он с печалью, хотя и был оптимистом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...