Срочные новости раздела
«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

Это не первый спектакль по «Маленьким трагедиям», который украсил театральные афиши столицы в год пушкинского юбилея. Их классическое прочтение совсем недавно представил в Малом театре режиссер Алексей Дубровский. В «Мастерской Петра Фоменко» в «Маленькие трагедии» с подачи Федора Малышева добавили элементы иммерсивности — тридцать зрителей разместили между Новой сценой и фойе.

Спектакль, который играют в Московском драматическом театре Есенина, — «бродилка» по старинному особняку, которую играют, по словам постановщиков, в жанре ванитаса. Ванитас — это жанр натюрморта, пик популярности которого в Европе совпал с годами жизни Шекспира. Художники воплощали смерть и бренность человеческого существования через узнаваемый живописный язык, мрачно трактовали символы. Каждый предмет тут имеет иногда двойное или тройное значение. Например, меч и доспехи символизируют могущество и богатство в земном мире, руины напоминают о скоротечной жизни тех, кто их населял когда-то, а музыкальные инструменты означают эфемерность человеческой жизни.

Символика оригинального жанра сохраняется в сценографии и костюмах. Альбер всюду берет с собой меч, Сальери оказывается на руинах. Но создатели спектакля не стремятся к документальной точности в атрибутике.

Тут очень важно место, где играют спектакль, — библиотека-читальня имени Пушкина, особняк купца Мухина. Первую столичную читальню открыли к столетию поэта, а позднее библиотека переехала в усадьбу Мухиных, где и располагается сейчас. Сам дом старше классика и до 1911 года переходил от купца к купцу. Первой распорядительницей читальни была дочь Пушкина — Мария Гартунг. Считается, что ее внешность Толстой описал в «Анне Карениной». Она стала прототипом для облика главной героини.

Актер Сергей Хачатуров рассказывает:

— Это отчасти автобиографическая история. Мне кажется, что эпизоды из «Трагедий» схожи с периодами жизни самого Александра Сергеевича. Наш спектакль как будто идет по этапам жизни Пушкина — начинает с некоего «семейного» пролога: юность поэта, «Скупой рыцарь», с отцом у поэта сложно складывались отношения. Потом буйная молодость с обилием женщин и веселья — это «Каменный гость». «Моцарт и Сальери» — сочинение уже более зрелое, осмысляющее двоякий мир искусства. «Пир во время чумы» — такой странный мир, где все потери скрашиваются беспечным пиром. Чем-то схоже с его стихотворением «19 октября»: «Я пью один; вотще воображенье / Вокруг меня товарищей зовет...».

Для «Маленьких трагедий» Пушкин избрал четыре страсти, через которые, по словам литературоведов, исследовал основные формы «наслаждения жизнью», оказавшиеся разрушительными. Богатство и алчность сгубили жизнь («Скупой рыцарь»), остатки чести и любви уничтожил азарт («Каменный гость»), гения искусства сгубила зависть упорного творца («Моцарт и Сальери»), а порицаемая обществом беспечность оказалась единственным способом справиться с потерей («Пир во время чумы»).

Авторам спектакля интересно противопоставление двух типов героев: с одной стороны, замкнутых в собственных эгоизме и скупости, вроде пушкинского Сальери или Барона (обоих играет Ильдар Аллабирдин, он же исполняет роль Священника), а с другой — людей, искренне отдающихся своей страсти, идущих на потери в угоду мимолетным желаниям, вроде Дон Гуана, Альбера, Моцарта или Вальсингама (четырех героев играют Сергей Хачатуров и Ярослав Шевалдов).

Поэт (Пушкина, а в других сценах Герцога и Командора, играет Андрей Лушников) тут оказывается главным. Решительность классика и смелое звучание его стихов способны изменить даже самые «порочные» сердца, но эта победа не будет безоговорочной. Главное, чтобы «переворот» произошел не на сцене, а в сердце зрителя.

Московский драматический театр Есенина — молодой, амбициозный, современный. Среди его зрителей в основном школьники и студенты. Сюжеты пушкинских трагедий совсем не детские, как и описываемые в них «взрослые» грехи, но почему-то такие истории оказываются необходимы молодым и поощряют «маленьких взрослых», обуреваемых своими тайными страстями, заглянуть в книгу почти двухсотлетней давности, чтобы в ней отыскать решения для «нелитературных» проблем.

У зрителей на носу ЕГЭ и экзамены, а тут Альбер (Сергей Хачатуров) поддается искушениям молодости. Все сводится к тому, что происходит сейчас, но в стилевом обрамлении ванитаса и декорациях, современных Пушкину: «Папа, дай денег, рыцарю нужны новые дорогие доспехи». Родной отец, Барон, маниакально бережлив. Ильдар Аллабирдин смело сгущает краски и превращает своего Барона почти в героя сказок Гофмана или драмы Шекспира — богача, родного сына умело удерживающего за границей бедности: «Моих денег ты не заслужил». С другой стороны, Соломон, образ которого воплощает актриса Ольга Гончарова, — уморительный карлик, напирающий на юношескую бескомпромиссность. Универсальный для спектакля закон: от непоправимого преступления защищает только собственный внутренний стержень и, конечно, классик, который, кажется, презирает и излишне скупых, и самых расточительных.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...