Срочные новости раздела
«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

ДОСЬЕ МК

Марк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым художником, которого выставляли в Третьяковской Галерее. Эмигрировал в Нью-Йорк в 1974 году — жил и работал там до своей смерти в 2017 году. Марк Владимирович известен в том числе как портретист. Во время жизни в СССР рисовал генсеков и простых советских граждан, а после эмиграции ему позировали, например, премьер-министр Израиля Голда Меир и лауреат Нобелевской премии мира и журналист Эли Визель, а также великий виолончелист Мстислав Ростропович. 

В год начала Великой Отечественной Марка Владимировича вместе с семьей эвакуировали в Казань, а в конце войны Клионские переехали в Ленинград. Четырнадцатилетний мальчишка из семьи евреев, имеющий склонность к рисованию и все «прелести» своего времени - голод, лишения, смерти близких... В портретах художника прежде всего поражают глаза его современников: кажется, в них отражается  авторский отпечаток потери. Номинант Нобелевской премии мира, один из самых известных исследователей темы Холокоста, журналист Эли Визель говорил, что Марка Клионский для всего в этом мире находил собственное лицо, это лицо изображалось на картине или портрете — «и только оно позволяло нам увидеть неудобную тайну истины».

Спустя двадцать лет, в 1961-ом мастер приступил к созданию серии офортов «Чтобы не забывали» — о гонениях на евреев в годы Великой Отечественной. Холокост становится основой сюжетов его картин, для которых оказались важны и собственные воспоминания Марка Клионского о жизни евреев в эвакуации. 

Интересна дальнейшая судьба офортов: в День независимости Израиля их увеличенные копии в свое время носили по Пятой Авеню в Нью-Йорке, во время праздничных демонстраций. А другой его оригинальный офорт — «Все для фронта» — как обнаружилось, хранится в фонде Ангарского городского музея. 

В поисках творческой свободы 1974-ом году художник перебрался в США. Покидая СССР, часть работ он увез с собой, а часть оставил коллегам. И хотя в Америке  Клионский был достаточно успешен, активно экспериментировал с формой, но тосковал — по СССР, Ленинграду, а героев из страны Советов все продолжал  изображать на своих картинах. За несколько лет до Перестройки создал триптих «Россия беременна» — коллаж из узнаваемых образов и лиц, объединенных одной, пока не ощутимой страной, но уже предсказанной художником судьбой страны, постигшей ее трагедии. Настоящее – в череде лиц, как будто бы переписанных с советских плакатов – не американских, “поп-артовых”. А память для него там, где на красном фоне застывают искалеченные тени прошлого.  

Марка Клионского называли человеком, который создал в Америке неореализм и одним из самых талантливых портретистов. Портрет Ростроповича художник лично презентовал Русскому Музею — презентация в городе на Неве состоялась ровно в день его эмиграции, только двадцать лет спустя. Голда Меир, премьер-министр Израиля, позировала художнику всего лишь полтора часа — Клионский успел создать один из самых известных ее портретов.  

В США художник много занимался «еврейской» темой, которая в официальном искусстве СССР много лет была под запретом. Картины «Еврейский мальчик», «В ожидании транспорта», «Ушла» в том числе и о непростой жизни тех, кого  затронул так называемый «пятый пункт» советского паспорта. 

Его картина «В ожидании транспорта» – не столько программное полотно, передающее  трагедию  американских мигрантов, сколько игра слов и образов, которая строится на интерпретации элементов коллажа. В центре – беременная женщина в белом. А за ее спиной – тени на красном фоне, тревожные и напряженные лица  тех, чьи имена по разным причинам оказались стёрты в истории. Так на картине проявляется авторский почерк – взгляд в будущее, который строится на осмыслении трагедий прошлого и настоящего. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...