Срочные новости раздела
Хронику автора «Войны и мира» перевели в цифру

Хронику автора «Войны и мира» перевели в цифру

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным наполнением. Нужно понимать, что прессу столицы собрали в особняке на Пречистенке не для того, чтобы напомнить о себе или дать возможность посмотреть на потомков классика — Владимира Ильича Толстого (ставшего недавно директором музея великого прапрадеда) или Феклу Толстую — праправнучку яснополянского гения.

Задачей было показать прогресс проекта, выросшего из идеи словаря языка Льва Толстого (отголоском которого можно назвать рубрику редких слов) — и сразу вышедшего за узкопрофессиональные филологические или литературоведческие рамки. Что же добавилось за два года? Подробная электронная «хроника жизни Льва Толстого», основанная на свидетельствах его ближайшего окружения, ежедневный «календарь Толстого», раздел писем и так далее.

Работать с многотомными собраниями сочинений исключительно сложно, особенно если речь о поиске цитаты, неизвестной исследователю или известной ему неточно. Но в случае с Толстым речь идет о 90-томнике. Представим же, какой объем имеет вторая часть сайта — «библиотека о Толстом».

Понимая, что все любят котиков, я протестировал поисковый инструмент «Слова Толстого», запросив источники, содержащие существительное «кошка». Около тридцати ответов. Отсылки к дневникам, «Новой Азбуке», нравственные формулы и цитаты о «жалости к собакам, кошкам, мышам и тараканам». А потом выскочила неожиданная выдержка из «Дневника» Софьи Андреевны Толстой, совсем не милая и не смешная: «Н. сегодня рассказывал, что в день, когда ему заболеть, он шел по Пречистенке, и на него вскочила вдруг неожиданно серая кошка и, пробежав по пальто, села на плечо… Н., по-видимому, видит в этом дурное предзнаменование».

Важно уточнить, что тексты, где это возможно, надстроены комментариями, аудиопояснениями толстоведов, записями голоса писателя и фотографиями — в будущем по мере расширения на сайт зальют весь массив фотоархива — его опять-таки свяжут с остальным содержимым «гиперссылками». Часть негативов из архива, как мне удалось выяснить, до сих пор — то есть спустя 114 лет после смерти Толстого — не то что в цифру не переведены, а ни разу не были воспроизведены в виде позитива.

«Слоеный пирог толстовских смыслов» — примерно так я могу описать результат далеко не завершенной работы энтузиастов. Но только к 2028 году — к 200-летию Толстого — «пирог» дорастет до объема «свадебного торта». К юбилею Владимир Толстой обещает завершить процесс сканирования пятисот тысяч (!) страниц рукописей Льва Николаевича (для сравнения — специалистам известны «всего» 14 тысяч страниц рукописей Пушкина).

Кстати, раз было упомянуто о голосе Толстого, нужно сказать, что Лев Николаевич был невероятно прогрессивным в техническом плане человеком — новинки рубежа веков и начала XX века были освоены им по мере появления, — ладно фотографическое дело и пишущая машинка! Он мгновенно подружился с фонографом (диктофоном, записывающим голос на цилиндры/восковые валики) и с резервуарной (то есть будущей шариковой) ручкой. Конечно, машинка и фонограф Софью Андреевну как главного переписчика произведений заменить не могли, но если бы Толстой увидел нынешние ноутбуки и принтеры, он бы точно подумал: будь у меня такой аппарат, я, может, и не женился бы никогда.

А теперь о «святая святых». Доступ в фотофонд ГМТ обычным посетителям не предоставляют — журналистов пустили в виде исключения, показав неприкасаемые артефакты, — брать их в руки можно только в специальных перчатках. Из ящиков, укрытых в металлических шкафах, сотрудники спецхрана извлекли на свет божий, например, первый дагерротип Толстого — то есть снимок на металлической пластинке, датированный 1849 годом, первую фотографию на бумаге (1856 год), первое селфи; единственный портрет Толстого в цвете, сделанный пионером цветной фотографии Прокудиным-Горским в 1908 году, бесценные фотоальбомы Софьи Андреевны и Владимира Черткова.

Все это — не воспроизведения, а современные Толстому экземпляры, кроме разве что портрета авторства Прокудина-Горского, негатив которого был продан в Библиотеку Конгресса США. Селфи 1862 года, кстати, — это не метафора: Лев Толстой буквально запечатлел себя сам, с единственной разницей, что фотографический аппарат того времени невозможно было удержать на вытянутой руке.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...