Срочные новости раздела
Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Творец, который не сломался: на ТВ показали 5 фильмов с Андреем Смирновым

Он снял «Белорусский вокзал» в 29 лет, представляете? Я не представляю, потому что это фильм о войне, где совсем не стреляют, где нет никакой бойни, но люди всё равно умирают от последствий. Вроде мирное небо над головой, бывшие воины (бывших не бывает!) встретились на похоронах друга. А сами они в этой мирной жизни нужны? Не нужны? Или сделали уже свое ратное дело, защитили Родину от врага, а теперь обычные скромные труженики, служащие. Но там кругом война — как она чувствуется, ощущается; вот это братство, это самое главное в жизни, что у них было… Эта песня Окуджавы про «десятый наш десантный батальон»… Как это мог снять 29-летний парень, до сих пор непонятно!

А потом, через несколько лет, «Осень», которую дураки из цензурной комиссии назвали самым эротичным фильмом, который они когда-либо видели. Его почти не пустили на большой экран, разве что где-то в провинции, да и количество копий сильно ограничили. Ну эротический, и что? Там не было секса вообще. Но правы цензоры: суть любви, и сексуальная тоже, ох как видна для тех, кто понимает. Как же он умел, этот Смирнов, снять обнаженные чувства не впрямую, а через реалии жизни, да просто быт. Это точно дорогого стоит. И вот сказала молодому человеку тогдашний министр культуры Фурцева: «Мы вам найдем новое место работы». Представляете? Режиссер за свои шедевральные фильмы получил запрет на профессию! Да, это Советский Союз, ну вот такой…

Некоторые просто не выдерживали столь свинского отношения к себе. Александр Аскольдов снял единственный фильм, но какой — «Комиссар». Положили на полку, запретили, не дали. Он был показан только в перестройку. Но Аскольдова как режиссера уже не было, он сломался, да, и больше так ничего и не снял. Эти цензоры, министры культуры играли судьбами как футбольным мячиком.

Но Смирнов-то боролся, всегда боролся. Нельзя режиссировать — он актер. В кино не зовут — пишет сценарии, пьесы, и не только на русском, на французском тоже. 30 лет он ничего не снимал, а вот сейчас, когда нет запретов (впрочем, для кого-то есть, точно), Андрей Сергеевич будто дорвался до того, для чего и создал его Бог. Он опять снимает — и как!

Нынешние его фильмы, возможно, не чета ранним, первым, великолепным. Но рука Смирнова чувствуется, он все равно до сих пор исследует знаковые вехи жизни русского народа в советский период. И «Жила-была одна баба», и «Француз», и «За нас с вами» — всё это трагедии. Он прав, Андрей Сергеевич, мы до сих пор так и не поняли, как прожили эти последние лет сто, не разобрали, не разобрались. А значит, можем повторить? Гражданская война, Сталин (до и после) — вот о чем он говорит и не может остановиться.

А деньги, откуда берутся деньги? Блистательный режиссер Абдрашитов не снимал последние 20 лет, до самой своей смерти. Потому что стыдно было ходить по «богатеньким буратинам», просить, унижаться. Он не хотел этого. А у Смирнова на «Жила-была одна баба» оказались знаковые спонсоры: Абрамович, Чубайс, Альфред Кох. В нашей личной беседе с ним я так и не понял, зачем он решил брать эти деньги — грязные деньги, как мне казалось. Он даже обиделся. И сейчас я с ним согласен: надо брать, раз дают. Может, для таких миллиардеров это как знак покаяния, как построить церковь. Или отмыть в хорошем смысле (хотя есть ли у слова-понятия «отмыть» хороший смысл?). Уж лучше эти средства пойдут на знаковый, значимый, важнейший фильм о судьбе нации, чем на…

Вот поэтому Андрею Смирнову можно лишь аплодировать стоя. Это творец, который не сломался.

ОТ БОРОВИКА И СЛЫШУ

Генриху Боровику, полит-обозревателю советского периода, исполнилось 95. Да, тогда он был пропагандистом, кто же спорит. Но так же глупо отрицать, что те пропагандисты-журналисты не чета нынешним. Богатыри — не вы.

А Боровик — богатырь, точно. Да, конечно, МГИМО, потом многолетняя работа в АПН явно были связаны с КГБ. Да, когда он выступал в программе «Время», «Международной панораме», отдельные трезвые люди, зрители к его словам относились скептически. Но какая счастливая жизнь, творческая прежде всего! Вот его многолетняя командировка в Америку, где он встречался, сделал интервью с самим Керенским. Это же такой эксклюзив! Вот «горячие точки», которые он прошел с достоинством. Куба, а там встреча с Хемингуэем — опять редчайшее интервью. Он писал пьесы, которые ставили лучшие режиссеры и театры. «Интервью в Буэнос-Айресе», например, про чилийский путч; или «Агент 00», которую сотворил Андрей Гончаров у себя в «Маяковке», а в главной роли играла, пела Наталья Гундарева.

Да, при этом нападал, громил Солженицына, Довлатова — что было, то было. Наверное, по-другому не мог. Но для меня есть как бы два Боровика. Один вот этот, официальный, а другой… После смерти Артема, сына, это трагический человек. Такое пережить… Трагический и мудрый, такой чувствительный, мужественный.

Мы встречались с ним неоднократно. Первый раз у него на работе, когда ему было только 67. И дома у него был, где мне так понравился график, висящий на стене: утро — кофе, утренняя прогулка, написание книги; вечерний моцион; отбой. Не хватает разве что «в 10:00 — подвиг». Помню, отбой у Генриха Аверьяновича был в 22:00, вот так.

Богатыри — не вы, это я к нынешним, болтающим в телевизоре. Богатыри — они: Бовин, Владимир Цветов, Каверзнев, светлой памяти. И Генрих Аверьянович Боровик. Дай Бог здоровья.

ЕГО ЗВАЛИ ФЕДОР

Или Федор Федорович, дядя Федор, Федя. Вот это ласковое «Федя» повторяли все: тренеры, футболисты-коллеги, и не только из «Спартака», ну и, конечно, болельщики. Для них он был свой, родной в доску. Как будто человек из русской народной сказки пришел сюда, стал замечательным футболистом, лучшим из лучших, которого все так любят. Любили.

Сейчас ему бы исполнилось 65, а умер он 10 лет назад. И все знали о его болезни, которая периодически накрывала его. Но он всегда выкарабкивался и даже успел дважды стать лучшим игроком Советского Союза. Он был очень добр по-человечески, никогда не хамил ни на поле, ни в жизни. Он любил людей, тех, для кого он играл, тех, кто им восхищался.

А в футболе это был Мастер, самый настоящий. Как он обводил, как видел поле, какие пасы… До сих пор помню оба его гола в Англии в ворота непобедимой тогда «Астон Вилла». И еще два гола в ворота сборной Португалии в отборе на Евро-1984.

«Матч-ТВ» (а кто же еще!) в юбилей Феди в лучшее свое время, в прайм-тайм, показал три программы: документальный фильм о Черенкове, матч ветеранов «Спартак» — «Динамо» в честь Федора Федоровича (и вот там в интервью они все его называли только Федя), а потом игру 1980 года с Бразилией, где Черенков забил прекрасный гол.

«Знаете, каким он парнем был…». Да, вот таким, как Гагарин. Просто Федя, сказочный герой.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сериал «Черная любовь» вышел в Турции в 2015 году и после финала второго сезона получил в 2017-м премию «Эмми» как лучшая теленовелла года. Сюжет о драматичной любви дочери богатого бизнесмена и сына
подробнее...

Актриса снова перевоплотилась в следователя Анну Спасскую и с учетом всех детективных деталей нового сезона популярного криминального сериала лицо у Кристины должно быть очень серьезным. Андоленко
подробнее...

В программе этого года было немало картин, получивших оскаровские номинации, награды крупных кинофестивалей, потенциальных обладателей премии «Сезар», как «Граф Монте-Кристо» и «Разбитые сердца».
подробнее...

Это не экранизация стихотворного романа Пушкина, а вольная фантазия по его произведению и одноименной опере Чайковского. Картина близка к завершению. Ирина Евтеева показала фрагменты будущего фильма
подробнее...

В гайдаевских «Стульях» Остап — это Арчил Гомиашвили, а Киса — Сергей Филиппов. Известно, когда по телевизору впервые шла захаровская версия, Леонид Иович, посмотрев первые серии, звонил друзьям: «Ну,
подробнее...

Повод заглянуть на Камергерский переулок в МХТ есть всегда, но накануне 150-летия одного из величайших актеров отечественного театра Василия Качалова это особенно важно. Музей МХАТ посвятил ему
подробнее...

Совпадение или нет, но «Шалом» переехал в помещение, где когда-то располагался Центр им. Всеволода Мейерхольда, и открытие нового пространства состоялось в день рождения великого режиссера. Правда,
подробнее...

Переживать, а не посмотреть, — я бы так сказала о зрительском самочувствии на спектакле «Капитанская дочка». Автор инсценировки Анна Матисон перевела прозу в жанр расследования — оно сразу исключает
подробнее...

— На какую войну? У тебя двое детей. Тебе положена отсрочка! — говорит красавица жена супругу, которому, как и всем его товарищам, пришла повестка на фронт.— Геворг идет на войну, Сурен идет. А я что,
подробнее...

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста
подробнее...

Портрет женщины был утерян, когда Пикассо, вероятно, несколько месяцев спустя, в 1901 году нарисовал поверх него картину, изображающую своего друга-скульптора сидящего за столом в оттенках синего и
подробнее...

Как и положено, отец Владимир призывал молиться о душе новопреставленного раба Божьего Олега, напомнив для воцерковленного человека очевидные вещи: в первые три дня после кончины душа человека
подробнее...

Фильмы про журналистов и их специфический профессиональный мир снимают не то чтобы часто, и главные герои в них, как правило, довольно предсказуемы. Есть те, которые говорят и пишут правду, чем бы им
подробнее...

Зато точно стало известно (еще 4 февраля), что участникам съезда будет предложена «Декларация об объединении профессиональных писателей России на базе Общероссийской общественной организации «Союз
подробнее...

- Невероятно требовательный. О непростом характере Стриженова слагают легенды. Но откуда это пошло? Как говорится, не мы такие, жизнь такая. Придя на работу во МХАТ имени М.Горького, Олег
подробнее...

Главный герой «Патриота» Саня Кучин (Антон Жижин) за четыре сезона прошел внушительный путь от бывшего спезназовца с намерением всюду навести порядок, как он его понимает, до выпускника Академии ФСБ с
подробнее...

В этом проекте, который художник Сергей Чернов готовил несколько лет, все не случайно. Начиная с места, которое стало пространством размышления о прошлом и будущем русского авангарда. Галерея на
подробнее...

При этом "закулисная" версия, зачем вообще понадобилось писателям собираться вне очереди, гласит, что по итогам съезда председателем СПР вместо Николая Иванова, прозаика, участника Афганской кампании,
подробнее...