Срочные новости раздела
Хрюкают и кудахчут: Юрий Грымов поставил «Скотный двор» Оруэлла

Хрюкают и кудахчут: Юрий Грымов поставил «Скотный двор» Оруэлла

В контекст премьерного спектакля зрителей в «Модерне» погружают с первого шага: гостей здесь встречают гардеробщики и капельдинеры с черными рогами на головах, а голос Грымова в зале, пока не начался спектакль, просит убедительно не только выключить звук мобильных телефонов, но и «не подходить близко к скотам и не кормить скотов».

Сценическая версия антиутопии Оруэлла, по сути своей притчи, не лишена оригинального модерновского прочтения, о том, как на ферме в Англии животные подняли бунт. Боров — Старый майор — сожрал маленькую дочку фермера, после чего был застрелен, но революцию уже не остановить. У власти теперь другой хряк — Наполеон, есть и оппозиция в лице, а точнее, в пятачке свиньи Цицерона, который призывал скот к образованию и чтению книг. На ферме объявлена скотократия, озвучены семь заповедей, правда, в неокончательной версии — в них постоянно вносились правки и уточнения. Диктатура быстро превращается в тоталитаризм.

Действие начинается с песни Pigs группы Pink Floyd. Кажется, что она написана специально как иллюстрация к книге и к постановке. Она начинается со слов «Big man, pig man» («Большой человек, человек-свинья»), и сама группа, кстати, считала, что свиньи находятся на вершине социальной лестницы, на их стороне богатство и власть и именно они манипулируют обществом — об этом и текст Pigs. И в центре сцены тот самый Старый майор — предводитель и инициатор революции. Как в песне и поется, большой, даже слишком. К нему подтягиваются и все жители скотного двора, будущие революционеры.

Сразу обращают на себя внимание костюмы, продуманные до копыт и лапок (отличная работа Кати Никитиной), благодаря которым кажется, что актеры потеряли человеческий облик, окончательно перевоплотившись в коров, овец, лошадей, кур, индюков и другую живность.

Хороших находок здесь предостаточно: Свин, поющий голосом Лучано Паваротти Il gladiatore (где важные метафоричные слова говорят о том, что полководец станет рабом, а раб — гладиатором), коронация нового предводителя Наполеона, которому на голову символично надели красную кепку со знаменитым американским лозунгом Make America Great again («Сделаем Америку снова великой», использованный Дональдом Трампом в президентской кампании слоган). А также падающие с неба «яйца» в виде мячиков для пинг-понга, осыпающие сцену, как результат стахановского куриного труда, наконец, свин Наполеон на кровати со своей оскотинившейся Жозефиной — вообще-то раньше она была человеком, но перешла на сторону квадроберов.

Хряк Наполеон звучит убедительно и легко заставит уверовать всех, что при нем «жить стало лучше, жить стало веселее», но при этом упахиваться все будут настолько, что от работы кони сдохнут. Причем в первую очередь мрут самые сильные, такие как Боксер, который отправился прямиком на скотобойню.

Вопросы власти и борьбы за нее, свободы, скоропортящихся идеалов — об этом режиссер Грымов призывает задуматься зрителя. С одной стороны, это метафорическое рассуждение о власти и о сущности людей (эта постановка «не о скоте, а о человеке», подчеркивает Грымов. С другой, между строк читается посыл о том, что «скоты» пытаются стать людьми, но Человеком (подчеркнуто с заглавной буквы) можно быть только при условии, что в его жизни присутствуют культура и образование. Но какая культура может быть у скота, если они даже не едят, а исключительно жрут?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...