Самую необычную книгу Чехова мало кто одолел не то что до конца, но до середины, хотя она потрясающе интересная. К примеру, Антон Павлович встретил на Сахалине знаменитую Соньку Золотую Ручку — помятую, со старушечьим лицом, в кандалах и шубейке из серой овчины, служившей и одеждой, и постелью. Он изучил рацион арестантов, отхожие места и то презрение, с каким относится к ним русский человек.
Олег Долин — и сам актер. Одной из самых ярких его работ в кино стал молодой доктор Митя в «Диком поле» Михаила Калатозишвили (внука Михаила Калатозова, снявшего легендарные «Летят журавли»). Он приехал работать в казахстанскую степь и, подобно Чехову на Сахалине, познакомился с местными жителями. Они идут к нему не только с недугами, но и поговорить. Идея Долина в новом спектакле такова: герой неподвижен, а вокруг него в калейдоскопе наблюдений крутится каторжный остров. Поставить «Остров Сахалин» он мечтал еще в студенческие годы, в ГИТИСе. Завораживал, как он говорит, другой Чехов…
В камерном пространстве «Черной комнаты» зрители сидят кругом. Художник Алексей Трегубов не стал его перегружать декорациями. Достаточно мрачных стен, минимума мебели, колючей проволоки, напоминающей люстру. Актеры совсем рядом, и можно почувствовать дыхание семьи Чеховых — четверых братьев и сестры. Все они еще и обитатели большой и далекой земли, где по большому счету равны арестанты и надзиратели.
Чехов в театральной программке обозначен как Антон, без фамилии. То есть перед нами некий тридцатилетний человек, приехавший на край света изучать быт и местные нравы, то, как меняется сознание на ссыльных землях. «Хорошо ли вам тут живется? — спрашиваю я даму», писал Чехов. И в «Черной комнате» звучит тот же вопрос. «Хорошо, да вот только комары», — таким мог быть ответ. Антона играет молодой актер Андрей Лаптев. Постепенно начинаешь привыкать к несоответствию его облика нашим представлениям о Чехове. Он другой и чужой, вызывает удивление у тех, кто свой.
Брата Александра играет Алексей Гладков. Он же — начальник острова и каторжник. Брат Николай — Илья Барабошкин, которому достались еще и роли старшего надзирателя, каторжного, ссыльного из интеллигенции, приговоренного к повешению. (Все персонажи так и именуются.) Иван Канонеров — брат Михаил, а также младший надзиратель и каторжный.
Рекордсмен по числу сменяющих друг друга персонажей — Николай Угрюмов. Он — брат Иван, жених, доктор, приговоренный к повешению, каторжанин Красивый — этот вообще старик, 70 лет в ту пору — дряхлость. Но Красивый — еще ого-го! Его философия — повиноваться, тогда не будешь бит.
Единственная актриса в спектакле — Дарья Затеев. У нее восемь ролей: сестра Мария, повариха, жена начальника острова, каторжанка, невеста, за мужем пришедшая, проститутка, Наумова (приезжая учительница). Если не заглянешь предварительно в программку, то не сразу поймешь, что эта одна актриса. Меняется она кардинально и стремительно.
Интересно решена сцена смотрин, когда каторжанка выбирает себе пару: это не только разрешено, но и приветствуется. Она сидит в робе на квадратном столе и поворачивается по кругу. Женихи меняются: один, другой, пока не появится суженый. Пять минут дано, чтобы переброситься с ним словом. Каторжанка спросит, не станет ли этот чужой мужчина ее обижать.
Родственники Чехова периодически возникают, как на групповом фотопортрете, и зачитывают вслух письма брату. Он далеко, не очень здоров. Душа за него болит. В реальной жизни их взаимоотношения не были такими идиллическими.
В финале актеры подводят некий итог, определяя значение «Острова Сахалин». Он способствовал смягчению нравов, послаблению наказаний. Каторжниц перестали сечь. О Сахалине заговорили.