Срочные новости раздела
Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

Часы из платьев, «Земля дыбом» с Мейерхольдом: открылась выставка о Любови Поповой

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском конструктивистском театре, «Подруги. К юбилею Варвары Степановой» в Пушкинском музее, «Мы — звуколюди» в Музее музыки. Эстафетную авангардную палочку перехватил и Еврейский музей, где открылась первая за 35 лет монографическая выставка авангардистской художницы Любови Поповой. Символичное совпадение: художница ушла из жизни в 35… Однако за столь короткую жизнь Попова сумела ярко о себе заявить и оставить богатое наследие. Большую историю ее быстрой жизни здесь сумели рассказать в относительно компактном пространстве, насытив информацией каждый зал. И тут есть чем полюбоваться, чему удивиться и вдохновиться.

Вариантов осмотра экспозиции два. Все дело в том, что здесь есть два типа залов: охристые, посвященные биографии Поповой, и белые — о ее творчестве. Можно идти по хронологии, изучая ее жизнь и творчество в этот период, а можно сделать два круга — один по жизни, а другой — по творческому наследию. Мы выбрали первый вариант.

Уютные биографические залы, напоминающие стены дома, повествуют о жизни художницы с ранних лет. Например, в первом «жизненном» зале обнаруживаем ее семейное древо, детские снимки, а по соседству знакомимся с работами периода юности. На них деревенские домики, родное для Любочки Красновидово. Сложно поверить, что все это — тоже работы Поповой. Выныриваем из отчего дома и сразу улетаем в Европу…

Приземляемся во Франции. Важно: особую ценность экспозиции составляют контекстные материалы — работы друзей, учителей Поповой, среди которых Казимир Малевич, Варвара Степанова и многие другие. А также личные документы, воспоминания современников и памятные фотографии, которые раскрывают человеческие качества Любочки (кстати, так ласково ее называл коллекционер Георгий Костаки, внесший огромный вклад в сохранение наследия Поповой, хотя лично знакомы они не были).

Забавные воспоминания связаны с учебой Поповой в Европе. В Париже Попова училась у создателей кубизма в академии La Palette. Но потусить и покутить художница тоже успевала. Вместе со своими подругами Верой Мухиной и Изой Бурмейстер Попова путешествовала по Европе. Не без приключений, конечно. Сохранилось воспоминание Веры Мухиной о том, как во время поездки по Италии девушки много гуляли пешком, но ничего не съели за день. Зашли в тратторию, там пили вино. Спать легли прямо на дороге. А наутро, когда будущая звезда скульптуры проснулась, увидела, как пара англичан «перешагивает через Любины ноги».

Важная часть экспозиции посвящена театральным работам Поповой. «Инициацией» стало сотрудничество с Александром Таировым в рамках создания спектакля «Ромео и Джульетта». Проект не был осуществлен, но работа над ним стала творческой лабораторией, где Любочка нащупала свой сценографический язык, который мы наблюдаем в эскизах. А вот другие театральные проекты принесли Поповой славу. Она принимала участие в создании «Великодушного рогоносца» в постановке Мейерхольда, создала сценическую конструкцию. Кстати, разгорались нешуточные споры насчет авторства художницы, но все же это действительно ее работа. Подобная конструкция на театральной сцене использовалась впервые — разноуровневые площадки, лестницы, пандусы, даже спортивные снаряды для актеров, которые активно взаимодействовали с декорацией во время действия. Впечатляет! Не только декорации, но и сценические костюмы, точнее, прозодежда (производственная одежда) для актеров, тоже созданная Поповой.

Еще одна работа с Мейерхольдом — «Земля дыбом», для которой на сцену перенесли мостовой кран, правда, не подлинный, а в серьезной художественной доработке. Хотя, в отличие от «Великодушного рогоносца», в этом спектакле взаимодействие актеров с конструкцией было менее активным и в основном разворачивалось на планшете сцены. Но размах идеи впечатляет. Интересной находкой художницы стали световые лозунги на экране, закрепленные на установке, которые не только украшали сцену, но и добавляли смысловые акценты.

Другой творческой вехой в биографии Поповой стало производственное искусство. Проще говоря, художница занималась дизайном ткани, которую она сравнивала с плоскостью картины. Композиционно сложные, но выразительные узоры спустя сто лет переживают возрождение — воплощение ее эскизов можно обнаружить в современном дизайне. Сегодня мы бы сказали, что она была дизайнером одежды масс-маркета. Ее творчество вышло за рамки мастерской и попало в гардероб многих советских женщин. В экспозиции особенное внимание привлекает огромная конструкция, похожая на часы. «Циферблатом» стали образцы тканей из натурального шелка, изготовленных по эскизам Поповой, а «стрелками» — два пустых силуэта платьев, которые, «тикая», позволяют взглянуть на то, как разные ткани выглядят непосредственно на нарядах. Между прочим, стильно и необычно.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...

Правда, сами «украинские патриоты», судя по постам в группе «Деколонизация. Украина», данные процессы четко не разделяют.Приведем конкретные примеры.«Активисты» в Одессе в октябре 2024 года боролись с
подробнее...