Срочные новости раздела
Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска. «Профайлы» художников, представленные в виде небольших галерей — получаются неожиданно серьезными.

Творчество Кукрыниксов многослойно — кураторы из РОСИЗО стремятся показать на выставке не только политические карикатуры и агитационные плакаты, но и живописные работы трех авторов, объединенных одним псевдонимом, их книжные иллюстрации и театральные эскизы.

Тем не менее, имя «Кукрыниксы» стало символом жанра политической карикатуры. Рисовать под коллективным псевдонимом художники начали для студенческой стенгазеты ВХУТЕМАСа — творческий триумвират сформировался к 1924 году. Раздел, посвященный 1920-1930-ым годам, вобрал в себя дерзкие студенческие карикатуры и первые пост-«ВХУТЕМАСовские» опыты. Чтобы рассмотреть их повнимательнее, к стенам приходится подходить максимально близко — карикатуры в большинстве своем размером с журнальную страницу. Тот случай, когда политическая позиция художников понятна с первого взгляда. Кораблей, например, на карикатурах несколько: на одном рисунке одинокая антисоветская лодка дрейфует в море, пока ее пассажир протыкает носом-пером прокломацию «считать СССР государством не существующим». А на другом – с эмигрантского парохода в воду бросается бывший министр-председатель Временного Правительства Керенский, почему-то похожий на крысу.

Кстати, в это время молодые художники начинают заниматься и книжной иллюстрацией: их работы по произведениям Сервантеса, Горького, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Ильфа и Петрова тоже показывают на выставке. Герои сатирических книг сами оказываются объектами сатиры – будь то длинноногий и остроносый Остап Бендер или Чичиков – естественно, во фраке брусничного цвета с искрой…

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает шарж — свой творческий путь они начинают и с добродушно-юмористических изображений советских писателей. Среди героев их рисунков — Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Анатолий Луначарский... Некоторые карикатуры «воплотили» в фарфоровой скульптуре. За стеклом в витрине, вмонтированной в стену, красуются миниатюрные бюсты: узнаваемый профиль Мейерхольда и ироничные «анфасы» Станиславского, Москвина и Ульянова. К этому жанру Кукрыниксы прибегали и в дальнейшем. 

От шаржа перемещаемся в «театральный зал». Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. А вторую часть костюмов — для сцен из утопического будущего — делал Александр Родченко. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.

К самой масштабной части экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, подступаем неожиданно быстро — на контрасте с первыми залами раздел 1940-ых кажется невероятно огромным. «Окна ТАСС» — во всю стену. Отойти от гигантских изображений долго не можешь –  поначалу не замечаешь ни помятости выцветшей бумаги, ни «украденных» временем краев плакатов. 

Над лозунгами для «Окон ТАСС» работали советские поэты из разных литературных обществ – Самуил Маршак,  Демьян Бедный, и даже Осип Брик. Главный принцип, как в тексте, так и в иллюстрации – максимально емко и яростно отразить сущность врага. Помогают сатирическая фантазия и метафорическое мышление. Гитлер для Кукрыниксов, если судить по работам военных лет,  – людоед, паук, завравшийся невротик, враг № 1, посмевший покуситься на самое дорогое – советскую землю и жизни ее граждан. 

Свой первый военный плакат – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» — Кукрыниксы нарисовали буквально в первый вечер немецкого наступления, 22 июня 1941 года. На улицах столицы он появился 24 июня. Эволюция сатирических метафор позволяет отследить  хронологию немецкого нашествия, и подводит к единственному возможному финалу – тому, в который художники верят до самого конца. Сатирический пафос «Окон» и других агитационных военных плакатов прежде всего наводит на мысли о самоотверженности самих художников, которые продолжали создавать карикатуры на врагов вплоть до самого конца войны, хотя Гитлер внес их в так называемый «черный список» сразу после Левитана и Сталина. 

Одна из послевоенных карикатур предваряет еще одну важную часть выставки. Вверху выписаны четыре цифры:1946, причём последняя цифра – шестерка – закручивается в веревочную петлю. Под числом, обозначающим наступающий год — несколько человек на скамье подсудимых. Название у карикатуры короткое — «Последняя цифра». Посвящена она Нюрнбергскому процессу. Кукрыниксы вошли в состав советской делегации, присутствовавшей на самом громком международном суде над нацистами.

По воспоминаниям Николая Соколова, к художникам как то подошел американский офицер, державший в руках газету «Правда» с этим рисунком — и попросил у художников автографы. А еще, в качестве редчайшего исключения, пересадил художников с мест прессы на первые ряды зала суда. Оттуда они смогли увидеть Нюрнбергский процесс и всех его участников вблизи. Кукрыниксы зарисовывали лица осужденных нацистских преступников и создавали на основе набросков из зала суда свои карикатуры, которые передавали реальный ход этого масштабнейшего судебного процесса.

Небольшие оригиналы зарисовок из «Нюрнбергского альбома» авторства Порфирия Крылова разместили в центре выставочного зала. Рисунки с Нюрнбергского процесса стали  важной частью экспозиции — и важнейшим документальным свидетельством  эпохи. Советские художники зафиксировали последние дни жизни Риббентропа, Розенберга, Геринга, стали свидетелями приговоров Гесса и Шпеера. 

Более поздние работы Кукрыниксов отражают почти все международные политические темы в СССР и за его пределами. По их карикатурам можно проследить всю «газетную» историю страны (с 1930-го года художники были корреспондентами центральной государственной газеты «Правда»). Обострение советско-югославских отношений, план Маршалла, разведывательная операция «Моби Дик», Вьетнамская война… От  острого взгляда художников не уворачивается ни один политический конфликт.

Перестройка и последовавший за ней распад советского государства поспособствовали возрождению жанра карикатуры: у Кукрыниксов появились новые подражатели и конкуренты. Герои карикатур по манере исполнения останутся почти такими же, как и в 60-ых на карикатурах Кукрыниксов, хотя, конечно, время немного сменит декорации и скорректирует списки действующих лиц. Объединение трех художников просуществует до 1990 года — года смерти Порфирия Крылова. Михаил Куприянов умрет в 1991-ом. В одном из интервью, опубликованном в 1998-м в «Учительской Газете», Николай Соколов скажет: «Моя записная книжка пуста. Настало время потерь. Девять лет уже нет Крылова, восемь — Куприянова. В семье я был старший — остался один».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...