Срочные новости раздела
Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Советскую историю показали глазами легендарных карикатуристов

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска. «Профайлы» художников, представленные в виде небольших галерей — получаются неожиданно серьезными.

Творчество Кукрыниксов многослойно — кураторы из РОСИЗО стремятся показать на выставке не только политические карикатуры и агитационные плакаты, но и живописные работы трех авторов, объединенных одним псевдонимом, их книжные иллюстрации и театральные эскизы.

Тем не менее, имя «Кукрыниксы» стало символом жанра политической карикатуры. Рисовать под коллективным псевдонимом художники начали для студенческой стенгазеты ВХУТЕМАСа — творческий триумвират сформировался к 1924 году. Раздел, посвященный 1920-1930-ым годам, вобрал в себя дерзкие студенческие карикатуры и первые пост-«ВХУТЕМАСовские» опыты. Чтобы рассмотреть их повнимательнее, к стенам приходится подходить максимально близко — карикатуры в большинстве своем размером с журнальную страницу. Тот случай, когда политическая позиция художников понятна с первого взгляда. Кораблей, например, на карикатурах несколько: на одном рисунке одинокая антисоветская лодка дрейфует в море, пока ее пассажир протыкает носом-пером прокломацию «считать СССР государством не существующим». А на другом – с эмигрантского парохода в воду бросается бывший министр-председатель Временного Правительства Керенский, почему-то похожий на крысу.

Кстати, в это время молодые художники начинают заниматься и книжной иллюстрацией: их работы по произведениям Сервантеса, Горького, Салтыкова-Щедрина, Гоголя, Ильфа и Петрова тоже показывают на выставке. Герои сатирических книг сами оказываются объектами сатиры – будь то длинноногий и остроносый Остап Бендер или Чичиков – естественно, во фраке брусничного цвета с искрой…

Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает шарж — свой творческий путь они начинают и с добродушно-юмористических изображений советских писателей. Среди героев их рисунков — Корней Чуковский, Михаил Шолохов, Анатолий Луначарский... Некоторые карикатуры «воплотили» в фарфоровой скульптуре. За стеклом в витрине, вмонтированной в стену, красуются миниатюрные бюсты: узнаваемый профиль Мейерхольда и ироничные «анфасы» Станиславского, Москвина и Ульянова. К этому жанру Кукрыниксы прибегали и в дальнейшем. 

От шаржа перемещаемся в «театральный зал». Спектаклей, которые оформляли Куприянов, Крылов и Соколов — сразу несколько. В 1929 году Владимир Маяковский пригласил трио к работе над спектаклем «Клоп». «Феерическую комедию» ставил Всеволод Мейерхольд. За гротескные костюмы из первой «бытовой» части спектакля отвечали Кукрыниксы. А вторую часть костюмов — для сцен из утопического будущего — делал Александр Родченко. Карикатурные эскизы героев-мещан соседствуют с документальными фотографиями актеров Мейерхольда в созданных по идеям Кукрыниксов костюмах.

К самой масштабной части экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, подступаем неожиданно быстро — на контрасте с первыми залами раздел 1940-ых кажется невероятно огромным. «Окна ТАСС» — во всю стену. Отойти от гигантских изображений долго не можешь –  поначалу не замечаешь ни помятости выцветшей бумаги, ни «украденных» временем краев плакатов. 

Над лозунгами для «Окон ТАСС» работали советские поэты из разных литературных обществ – Самуил Маршак,  Демьян Бедный, и даже Осип Брик. Главный принцип, как в тексте, так и в иллюстрации – максимально емко и яростно отразить сущность врага. Помогают сатирическая фантазия и метафорическое мышление. Гитлер для Кукрыниксов, если судить по работам военных лет,  – людоед, паук, завравшийся невротик, враг № 1, посмевший покуситься на самое дорогое – советскую землю и жизни ее граждан. 

Свой первый военный плакат – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага» — Кукрыниксы нарисовали буквально в первый вечер немецкого наступления, 22 июня 1941 года. На улицах столицы он появился 24 июня. Эволюция сатирических метафор позволяет отследить  хронологию немецкого нашествия, и подводит к единственному возможному финалу – тому, в который художники верят до самого конца. Сатирический пафос «Окон» и других агитационных военных плакатов прежде всего наводит на мысли о самоотверженности самих художников, которые продолжали создавать карикатуры на врагов вплоть до самого конца войны, хотя Гитлер внес их в так называемый «черный список» сразу после Левитана и Сталина. 

Одна из послевоенных карикатур предваряет еще одну важную часть выставки. Вверху выписаны четыре цифры:1946, причём последняя цифра – шестерка – закручивается в веревочную петлю. Под числом, обозначающим наступающий год — несколько человек на скамье подсудимых. Название у карикатуры короткое — «Последняя цифра». Посвящена она Нюрнбергскому процессу. Кукрыниксы вошли в состав советской делегации, присутствовавшей на самом громком международном суде над нацистами.

По воспоминаниям Николая Соколова, к художникам как то подошел американский офицер, державший в руках газету «Правда» с этим рисунком — и попросил у художников автографы. А еще, в качестве редчайшего исключения, пересадил художников с мест прессы на первые ряды зала суда. Оттуда они смогли увидеть Нюрнбергский процесс и всех его участников вблизи. Кукрыниксы зарисовывали лица осужденных нацистских преступников и создавали на основе набросков из зала суда свои карикатуры, которые передавали реальный ход этого масштабнейшего судебного процесса.

Небольшие оригиналы зарисовок из «Нюрнбергского альбома» авторства Порфирия Крылова разместили в центре выставочного зала. Рисунки с Нюрнбергского процесса стали  важной частью экспозиции — и важнейшим документальным свидетельством  эпохи. Советские художники зафиксировали последние дни жизни Риббентропа, Розенберга, Геринга, стали свидетелями приговоров Гесса и Шпеера. 

Более поздние работы Кукрыниксов отражают почти все международные политические темы в СССР и за его пределами. По их карикатурам можно проследить всю «газетную» историю страны (с 1930-го года художники были корреспондентами центральной государственной газеты «Правда»). Обострение советско-югославских отношений, план Маршалла, разведывательная операция «Моби Дик», Вьетнамская война… От  острого взгляда художников не уворачивается ни один политический конфликт.

Перестройка и последовавший за ней распад советского государства поспособствовали возрождению жанра карикатуры: у Кукрыниксов появились новые подражатели и конкуренты. Герои карикатур по манере исполнения останутся почти такими же, как и в 60-ых на карикатурах Кукрыниксов, хотя, конечно, время немного сменит декорации и скорректирует списки действующих лиц. Объединение трех художников просуществует до 1990 года — года смерти Порфирия Крылова. Михаил Куприянов умрет в 1991-ом. В одном из интервью, опубликованном в 1998-м в «Учительской Газете», Николай Соколов скажет: «Моя записная книжка пуста. Настало время потерь. Девять лет уже нет Крылова, восемь — Куприянова. В семье я был старший — остался один».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...