Срочные новости раздела
В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы звуколюди!» — слова из его поэмы «Царапина по небу». Не секрет, что футуристы умело пользовались в своей поэзии звукописью и превращали стихотворение в настоящий звуковой перформанс, что показывает неразрывность связи авангардистской музыки с поэзией, а понятие «звуколюди» ни что иное как объединение композиторов и создателей экспериментальных инструментов, звуковых машин, изобретателей новых способов исполнения.

Своего гостя в Музее музыки погружают в эпоху музыкального авангарда. Здесь в нескольких залах поместилась целая эпоха, которую можно рассмотреть словно под микроскопом — в деталях. Смысловой центр экспозиции — расцвет авангарда в 1920-30-е годы. Бытует мнение, что авангард этим периодом и ограничивается. Однако выставка доказывает, что «прадедом» авангарда был Владимир Одоевский, а его «внуки» — наши современники. Так что авангард жив и процветает! И мы тому свидетели.

Экспозиция и начинается с энгармонического рояля Одоевского. Один из первых отечественных музыкальных журналистов, музыкальный критик и композитор, современник Пушкина и Жуковского, Одоевский был человеком крайне прогрессивным и дальновидным. С его энгармонического рояля (речь идет, на секундочку, о начале XIX столетия!!!) и начинается история. Инструмент символизирует микрохроматику (на слух она напоминает расстроенный рояль), которую авангардисты возвели в абсолют. Она позволяла проводить дерзкие эксперименты. 

Другой важной фигурой для авангардистов был Александр Николаевич Скрябин (АНС — запомним эту аббревиатуру, она нам еще пригодится). Композитор обладал музыкально-цветовой синестезией, проще говоря, цветным слухом — ассоциировал звуки с цветами. Идея нашла воплощение в произведении «Прометей. Поэма огня». Уникальный оригинал партитуры, представленный среди экспонатов, показывает, что помимо нот для оркестра здесь есть партитура для света (Luce) и «светового органа», который дополняет музыку световыми эффектами. Исполнение произведения нужно обязательно смотреть, а не только слушать! И в музее такую возможность предоставляют с помощью интерактивного экрана.

Директор музея Михаил Брызгалов акцентирует внимание на том, что этот самый авангард работал в других видах искусств - в театре, кино, изобразительном искусстве и фотографии. В 1920-е годы авангардисты откликнулись на культ новых машинных технологий, которые, несомненно, являлись символом прогресса человечества. Появилась «музыка машин», а вместе с ней — балет «Стальной скок» Сергея Прокофьева, балет Дмитрия Шостаковича «Болт».

Но «музыка машин» существовала не только в виде симфонических произведений. У нее было «второе лицо», где музыкальными инструментами становились сами машины. Музыкантами почувствовали себя и изобретатели, среди которых несомненной звездой является Лев Термен, изобретатель терменвокса. Увы, большинство музыкальных изобретений не стали востребованными в композиторском искусстве, оставшись в памяти даже не голосом, а далеким эхом эпохи. А вот шумовые музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью. После революции шум превратили в звуковой способ организации труда. Идея заключалась в том, чтобы стереть границу между работой и досугом. Станок рассматривался как музыкальный инструмент, а рабочий — как музыкант. Вполне в духе времени. Но самое яркое распространение идея шумовой музыки получила в кино, где использовали натурную запись шумов окружающего мира. А что из этого получилось, можно посмотреть здесь же, надев наушники возле мини-телевизора, где транслируется фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930 год), ставший образцом «шумовой симфонии».

Во МХАТе пошли дальше: актер и изобретатель Владимир Попов руководил конструированием и совершенствованием шумовой аппаратуры, которую использовали в оформлении спектаклей. Кстати, его идеи подхватили и кинематографисты, которые применяли Поповские изобретения для озвучивания фильмов (правда, идея оказалась не перспективной…). Всевозможные «шумелки, пыхтелки, сопелки» представлены на выставке и на некоторых из них можно поиграть, представив себя деятелем авангардного театра 1930-х. Всего Попов наконструировал около 200 шумовых машин, которые воспроизводили звуки природы, транспорта, производства, баталий и быта.

Мы попробовали постучать по реконструированным шумовым машинам Попова, взглянули на оригинальный «кастрюлебарабан» (барабаны, сделанные из кастрюль), побренчали на чемодане с калошей и на бутылофоне, неожиданно для себя став авторами собственной шумовой симфонии. Звук у этих инструментов оказался самобытным, совсем не таким, к какому  мы привыкли, но, очевидно, так звучало новое государство, где воспитывали «нового человека». 

Мы обещали, что 1930-ми годами все не закончится. И действительно, импульс, данный авангардистами в эпоху их расцвета, был столь сильным, что прокатился через все XX-е столетия и продолжает вдохновлять композиторов современности. Наверняка многие из наших читателей смотрели фильм Андрея Тарковского «Солярис» и могут вспомнить необычное звуковое оформление картины? Речь идет о синтезаторе «АНС» (по инициалам Александра Николаевича Скрябина). Автором музыки в фильме был Эдуард Артемьев, продолжатель авангардного движения, который всегда находился на передовой электронной музыки и стал одним из важнейших композиторов-электронщиков в мире!

Так вот, «АНС» изобрел военный инженер Евгений Мурзин, его новшеством заинтересовались представители «второго авангарда» — Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, конечно, и другие, оставив любопытное, хотя и мало изученное, музыкальное наследие. Во второй половине XX века «АНС» звучал во многих кинолентах. Например, помимо фильмов Тарковского, синтезатор можно услышать в «Бриллиантовой руке» (в сцене ночного кошмара). Впрочем, не обязательно пересматривать фильмы, чтобы узнать, как звучал «АНС» - достаточно подойти к Virtual ANS — симулятор настоящего синтезатора, нарисовать на панели что угодно и озвучить. Мы, например, признались в любви к «МК» и узнали, как наш рисунок звучит на АНСе. Завораживает… Идея для любителей авангарда, которые хотят сделать предложение любимой: напишите его на Virtual ANS. Согласие гарантировано! Равнодушным остаться сложно! 

Авангардное движение продолжается и сегодня, что здесь же и доказывают. Современные композиторы предоставили для выставки свои оригинальные партитуры с сочинениями, среди которых такие яркие и дерзкие образцы как «Граффити» для ансамбля (Егор Савельянов), «Мем» тоже для ансамбля (Ярослав Судзиловский). Так что временные границы авангарда точно не ограничиваются 1930-ми.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...