Срочные новости раздела
В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы звуколюди!» — слова из его поэмы «Царапина по небу». Не секрет, что футуристы умело пользовались в своей поэзии звукописью и превращали стихотворение в настоящий звуковой перформанс, что показывает неразрывность связи авангардистской музыки с поэзией, а понятие «звуколюди» ни что иное как объединение композиторов и создателей экспериментальных инструментов, звуковых машин, изобретателей новых способов исполнения.

Своего гостя в Музее музыки погружают в эпоху музыкального авангарда. Здесь в нескольких залах поместилась целая эпоха, которую можно рассмотреть словно под микроскопом — в деталях. Смысловой центр экспозиции — расцвет авангарда в 1920-30-е годы. Бытует мнение, что авангард этим периодом и ограничивается. Однако выставка доказывает, что «прадедом» авангарда был Владимир Одоевский, а его «внуки» — наши современники. Так что авангард жив и процветает! И мы тому свидетели.

Экспозиция и начинается с энгармонического рояля Одоевского. Один из первых отечественных музыкальных журналистов, музыкальный критик и композитор, современник Пушкина и Жуковского, Одоевский был человеком крайне прогрессивным и дальновидным. С его энгармонического рояля (речь идет, на секундочку, о начале XIX столетия!!!) и начинается история. Инструмент символизирует микрохроматику (на слух она напоминает расстроенный рояль), которую авангардисты возвели в абсолют. Она позволяла проводить дерзкие эксперименты. 

Другой важной фигурой для авангардистов был Александр Николаевич Скрябин (АНС — запомним эту аббревиатуру, она нам еще пригодится). Композитор обладал музыкально-цветовой синестезией, проще говоря, цветным слухом — ассоциировал звуки с цветами. Идея нашла воплощение в произведении «Прометей. Поэма огня». Уникальный оригинал партитуры, представленный среди экспонатов, показывает, что помимо нот для оркестра здесь есть партитура для света (Luce) и «светового органа», который дополняет музыку световыми эффектами. Исполнение произведения нужно обязательно смотреть, а не только слушать! И в музее такую возможность предоставляют с помощью интерактивного экрана.

Директор музея Михаил Брызгалов акцентирует внимание на том, что этот самый авангард работал в других видах искусств - в театре, кино, изобразительном искусстве и фотографии. В 1920-е годы авангардисты откликнулись на культ новых машинных технологий, которые, несомненно, являлись символом прогресса человечества. Появилась «музыка машин», а вместе с ней — балет «Стальной скок» Сергея Прокофьева, балет Дмитрия Шостаковича «Болт».

Но «музыка машин» существовала не только в виде симфонических произведений. У нее было «второе лицо», где музыкальными инструментами становились сами машины. Музыкантами почувствовали себя и изобретатели, среди которых несомненной звездой является Лев Термен, изобретатель терменвокса. Увы, большинство музыкальных изобретений не стали востребованными в композиторском искусстве, оставшись в памяти даже не голосом, а далеким эхом эпохи. А вот шумовые музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью. После революции шум превратили в звуковой способ организации труда. Идея заключалась в том, чтобы стереть границу между работой и досугом. Станок рассматривался как музыкальный инструмент, а рабочий — как музыкант. Вполне в духе времени. Но самое яркое распространение идея шумовой музыки получила в кино, где использовали натурную запись шумов окружающего мира. А что из этого получилось, можно посмотреть здесь же, надев наушники возле мини-телевизора, где транслируется фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930 год), ставший образцом «шумовой симфонии».

Во МХАТе пошли дальше: актер и изобретатель Владимир Попов руководил конструированием и совершенствованием шумовой аппаратуры, которую использовали в оформлении спектаклей. Кстати, его идеи подхватили и кинематографисты, которые применяли Поповские изобретения для озвучивания фильмов (правда, идея оказалась не перспективной…). Всевозможные «шумелки, пыхтелки, сопелки» представлены на выставке и на некоторых из них можно поиграть, представив себя деятелем авангардного театра 1930-х. Всего Попов наконструировал около 200 шумовых машин, которые воспроизводили звуки природы, транспорта, производства, баталий и быта.

Мы попробовали постучать по реконструированным шумовым машинам Попова, взглянули на оригинальный «кастрюлебарабан» (барабаны, сделанные из кастрюль), побренчали на чемодане с калошей и на бутылофоне, неожиданно для себя став авторами собственной шумовой симфонии. Звук у этих инструментов оказался самобытным, совсем не таким, к какому  мы привыкли, но, очевидно, так звучало новое государство, где воспитывали «нового человека». 

Мы обещали, что 1930-ми годами все не закончится. И действительно, импульс, данный авангардистами в эпоху их расцвета, был столь сильным, что прокатился через все XX-е столетия и продолжает вдохновлять композиторов современности. Наверняка многие из наших читателей смотрели фильм Андрея Тарковского «Солярис» и могут вспомнить необычное звуковое оформление картины? Речь идет о синтезаторе «АНС» (по инициалам Александра Николаевича Скрябина). Автором музыки в фильме был Эдуард Артемьев, продолжатель авангардного движения, который всегда находился на передовой электронной музыки и стал одним из важнейших композиторов-электронщиков в мире!

Так вот, «АНС» изобрел военный инженер Евгений Мурзин, его новшеством заинтересовались представители «второго авангарда» — Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, конечно, и другие, оставив любопытное, хотя и мало изученное, музыкальное наследие. Во второй половине XX века «АНС» звучал во многих кинолентах. Например, помимо фильмов Тарковского, синтезатор можно услышать в «Бриллиантовой руке» (в сцене ночного кошмара). Впрочем, не обязательно пересматривать фильмы, чтобы узнать, как звучал «АНС» - достаточно подойти к Virtual ANS — симулятор настоящего синтезатора, нарисовать на панели что угодно и озвучить. Мы, например, признались в любви к «МК» и узнали, как наш рисунок звучит на АНСе. Завораживает… Идея для любителей авангарда, которые хотят сделать предложение любимой: напишите его на Virtual ANS. Согласие гарантировано! Равнодушным остаться сложно! 

Авангардное движение продолжается и сегодня, что здесь же и доказывают. Современные композиторы предоставили для выставки свои оригинальные партитуры с сочинениями, среди которых такие яркие и дерзкие образцы как «Граффити» для ансамбля (Егор Савельянов), «Мем» тоже для ансамбля (Ярослав Судзиловский). Так что временные границы авангарда точно не ограничиваются 1930-ми.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...

Правда, сами «украинские патриоты», судя по постам в группе «Деколонизация. Украина», данные процессы четко не разделяют.Приведем конкретные примеры.«Активисты» в Одессе в октябре 2024 года боролись с
подробнее...