Срочные новости раздела
В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

В Музее музыки рассказали, кто такие звуколюди

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы звуколюди!» — слова из его поэмы «Царапина по небу». Не секрет, что футуристы умело пользовались в своей поэзии звукописью и превращали стихотворение в настоящий звуковой перформанс, что показывает неразрывность связи авангардистской музыки с поэзией, а понятие «звуколюди» ни что иное как объединение композиторов и создателей экспериментальных инструментов, звуковых машин, изобретателей новых способов исполнения.

Своего гостя в Музее музыки погружают в эпоху музыкального авангарда. Здесь в нескольких залах поместилась целая эпоха, которую можно рассмотреть словно под микроскопом — в деталях. Смысловой центр экспозиции — расцвет авангарда в 1920-30-е годы. Бытует мнение, что авангард этим периодом и ограничивается. Однако выставка доказывает, что «прадедом» авангарда был Владимир Одоевский, а его «внуки» — наши современники. Так что авангард жив и процветает! И мы тому свидетели.

Экспозиция и начинается с энгармонического рояля Одоевского. Один из первых отечественных музыкальных журналистов, музыкальный критик и композитор, современник Пушкина и Жуковского, Одоевский был человеком крайне прогрессивным и дальновидным. С его энгармонического рояля (речь идет, на секундочку, о начале XIX столетия!!!) и начинается история. Инструмент символизирует микрохроматику (на слух она напоминает расстроенный рояль), которую авангардисты возвели в абсолют. Она позволяла проводить дерзкие эксперименты. 

Другой важной фигурой для авангардистов был Александр Николаевич Скрябин (АНС — запомним эту аббревиатуру, она нам еще пригодится). Композитор обладал музыкально-цветовой синестезией, проще говоря, цветным слухом — ассоциировал звуки с цветами. Идея нашла воплощение в произведении «Прометей. Поэма огня». Уникальный оригинал партитуры, представленный среди экспонатов, показывает, что помимо нот для оркестра здесь есть партитура для света (Luce) и «светового органа», который дополняет музыку световыми эффектами. Исполнение произведения нужно обязательно смотреть, а не только слушать! И в музее такую возможность предоставляют с помощью интерактивного экрана.

Директор музея Михаил Брызгалов акцентирует внимание на том, что этот самый авангард работал в других видах искусств - в театре, кино, изобразительном искусстве и фотографии. В 1920-е годы авангардисты откликнулись на культ новых машинных технологий, которые, несомненно, являлись символом прогресса человечества. Появилась «музыка машин», а вместе с ней — балет «Стальной скок» Сергея Прокофьева, балет Дмитрия Шостаковича «Болт».

Но «музыка машин» существовала не только в виде симфонических произведений. У нее было «второе лицо», где музыкальными инструментами становились сами машины. Музыкантами почувствовали себя и изобретатели, среди которых несомненной звездой является Лев Термен, изобретатель терменвокса. Увы, большинство музыкальных изобретений не стали востребованными в композиторском искусстве, оставшись в памяти даже не голосом, а далеким эхом эпохи. А вот шумовые музыкальные инструменты пользовались огромной популярностью. После революции шум превратили в звуковой способ организации труда. Идея заключалась в том, чтобы стереть границу между работой и досугом. Станок рассматривался как музыкальный инструмент, а рабочий — как музыкант. Вполне в духе времени. Но самое яркое распространение идея шумовой музыки получила в кино, где использовали натурную запись шумов окружающего мира. А что из этого получилось, можно посмотреть здесь же, надев наушники возле мини-телевизора, где транслируется фильм «Энтузиазм (Симфония Донбасса)» (1930 год), ставший образцом «шумовой симфонии».

Во МХАТе пошли дальше: актер и изобретатель Владимир Попов руководил конструированием и совершенствованием шумовой аппаратуры, которую использовали в оформлении спектаклей. Кстати, его идеи подхватили и кинематографисты, которые применяли Поповские изобретения для озвучивания фильмов (правда, идея оказалась не перспективной…). Всевозможные «шумелки, пыхтелки, сопелки» представлены на выставке и на некоторых из них можно поиграть, представив себя деятелем авангардного театра 1930-х. Всего Попов наконструировал около 200 шумовых машин, которые воспроизводили звуки природы, транспорта, производства, баталий и быта.

Мы попробовали постучать по реконструированным шумовым машинам Попова, взглянули на оригинальный «кастрюлебарабан» (барабаны, сделанные из кастрюль), побренчали на чемодане с калошей и на бутылофоне, неожиданно для себя став авторами собственной шумовой симфонии. Звук у этих инструментов оказался самобытным, совсем не таким, к какому  мы привыкли, но, очевидно, так звучало новое государство, где воспитывали «нового человека». 

Мы обещали, что 1930-ми годами все не закончится. И действительно, импульс, данный авангардистами в эпоху их расцвета, был столь сильным, что прокатился через все XX-е столетия и продолжает вдохновлять композиторов современности. Наверняка многие из наших читателей смотрели фильм Андрея Тарковского «Солярис» и могут вспомнить необычное звуковое оформление картины? Речь идет о синтезаторе «АНС» (по инициалам Александра Николаевича Скрябина). Автором музыки в фильме был Эдуард Артемьев, продолжатель авангардного движения, который всегда находился на передовой электронной музыки и стал одним из важнейших композиторов-электронщиков в мире!

Так вот, «АНС» изобрел военный инженер Евгений Мурзин, его новшеством заинтересовались представители «второго авангарда» — Альфред Шнитке, Софья Губайдулина, Эдуард Артемьев, конечно, и другие, оставив любопытное, хотя и мало изученное, музыкальное наследие. Во второй половине XX века «АНС» звучал во многих кинолентах. Например, помимо фильмов Тарковского, синтезатор можно услышать в «Бриллиантовой руке» (в сцене ночного кошмара). Впрочем, не обязательно пересматривать фильмы, чтобы узнать, как звучал «АНС» - достаточно подойти к Virtual ANS — симулятор настоящего синтезатора, нарисовать на панели что угодно и озвучить. Мы, например, признались в любви к «МК» и узнали, как наш рисунок звучит на АНСе. Завораживает… Идея для любителей авангарда, которые хотят сделать предложение любимой: напишите его на Virtual ANS. Согласие гарантировано! Равнодушным остаться сложно! 

Авангардное движение продолжается и сегодня, что здесь же и доказывают. Современные композиторы предоставили для выставки свои оригинальные партитуры с сочинениями, среди которых такие яркие и дерзкие образцы как «Граффити» для ансамбля (Егор Савельянов), «Мем» тоже для ансамбля (Ярослав Судзиловский). Так что временные границы авангарда точно не ограничиваются 1930-ми.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Сын легендарного писателя и поэта Юза Алешковского написал: «Зурабишвили сошла с дистанции благих намерений на обочину истории. Замах на Жанну д’Арк, выхлоп на сантим».«Надеюсь, Грузия избежала еще
подробнее...

Алена АпинаВ свой юбилейный год певица получила кажется все о чем может мечтать артистка с приставкой «ретро». Алена Евгеньевна увековечила себя в кино («Комбинация» — сериал, но сейчас между таким
подробнее...

Авторы пластического спектакля заранее объяснили зрителям, что в были времена не было доступной психотерапии, ретритов в Гоа (речь идет о духовных практиках, позволяющих забыть о повседневности  и
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...