Срочные новости раздела
Малый театр показал редкие экспонаты: ручка Островского, эксизы Ленского, платье Розенель

Малый театр показал редкие экспонаты: ручка Островского, эксизы Ленского, платье Розенель

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под названием «Юбилейная коллекция», которая доступна всем зрителям. И пропустить такое точно нельзя, потому что, несмотря на отсутствие музея, в Малом богатейший музейный фонд. Нужно поспешить и успеть до конца сезона, потому что все экспонаты — подлинники, а значит, долго держать их на выставке под светом не представляется возможным.

На первый взгляд, конечно, мало что понятно: папки, монетки, платье, кораблик… Но за каждым из экспонатов скрывается увлекательная история, которая знакомит с театром и его людьми, открывая тайны его души.  

Внимание привлекает изысканная ручка, некогда принадлежавшая Александру Островскому, все 48 пьес которого в Малом театре поставлены, а часть из них до сих пор идет с огромным успехом, не устаревая. Изысканное писательское оружие передали в дар Малому в честь 125-летия со дня рождения драматурга. А сегодня она символизирует неразрывную связь театра и Островским. 

Об Александре Ленском здесь говорят с теплотой абсолютно все, несмотря на то, что прошло уже более ста лет, как его нет. На выставке впервые для публики представлен его бювар. Проще говоря, папка для бумаги, рисовальная бумага Ленского. Зачем режиссеру и актеру рисовальная бумага? Об этом спросит, пожалуй, любой. Но оказывается, что Ленский был еще и прекрасным художником, сценографом и художником по костюмам. Внутри папки — эскизы Ленского, а на оборотной стороне — рисунок, выполненный рукой Левитана. 

После изучения бювара смело можно заявить, что вы знакомы с Соломиным через одно рукопожатие. Все дело в том, что Ленский был учителем актрисы Веры Пашенной, которая в свою очередь стала наставницей Юрия Соломина. Один экспонат, а за ним целая история…

Из неожиданных экспонатов — кораблик, подарок актрисе Елене Гоголевой от одной из воинских частей. В годы войны Гоголева была уже достаточно известной и могла отказаться от поездок на фронт, но она с риском для жизни ездила  к солдатам поддерживать их боевой дух. Все годы Великой Отечественной актриса в составе фронтового филиала Малого театра  играла в землянках и окопах, на бортах грузовиков, которые прятали в лесу. И в знак благодарности ей преподнесли этот кораблик. 

Как символ спасения театра здесь выставлено несценическое яркое платье актрисы Натальи Розенель. Оно отсылает в 1917 год, тяжелейший для Малого. Сюда ворвались красногвардейцы и зверски разодрали штыками портрет Щепкина. Они, конечно, не знали, что Щепкин был из своих, крепостного происхождения, и его как раз надо было на знамя вознести… Но разграбили костюмерную, изуродовали сцену. Театр собирались закрывать: он же императорский, а значит, его нужно «сбросить с корабля современности», в которую никак не вписывался. И закрыли бы, если бы у руля Малого тогда не стоял Александр Южин, который нашел в новом правительстве человека, понимавшего важность Малого театра для отечественной культуры. 

Этим человеком был Анатолий Луначарский. Помимо государственной деятельности он был еще и драматургом. И его пьесы наряду с классикой ставились на сцене Малого. Причем воплощали их здесь на высочайшем уровне, в традициях Малого, с почтением к авторскому замыслу. Так что совсем скоро места в зрительном зале заняли те, кто еще недавно был готов разорвать театр на куски, а Малый смог перестроиться и откликнуться на новую публику. Так причем же тут ярко-розовое платье? Оно ведь не сценическое. Но Наталья Розенель была актрисой Малого, а также супругой  «спасителя» театра Анатолия Луначарского...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...