Срочные новости раздела
Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и спектакль уже идет.   

Рабочие заваривают доширак, лежат на разбитом паркете старинного особняка, где идет вялотекущий ремонт. На их глазах оживают призраки полуразрушенного дома, былой жизни, хотя никакая она не былая, а самая что ни на есть настоящая.

Спектакль идет 4 часа 15 минут, формально с двумя антрактами, при этом действие не прекращается в перерывах. Зрители бродят по театральному фойе и буфету, натыкаются на актеров, сидящих на ступенях парадной лестницы. Иногда только «холопы» и способны указать, где находится, допустим, мемориальный кабинет Товстоногова.

Часть публики зал не покидает, потому там происходит нечто особенное. Перед сценой в одиночном пикете стоит актриса Татьяна Бедова, только что игравшая экскурсовода, водившего по сцене гостей из Поднебесной. Она держит в руках плакат: «Я против разрушения особняка Плавутиных-Плавунцовых! #боже храни Петербург».

В партере в том же условном антракте появится и группа китайцев, которых играют настоящие китайцы, и можно к ним присоединиться, узнать, зачем им полуразрушенный особняк. Если вы в буфете, то сможете следить за происходящим в зале и на сцене на специально установленных экранах.   

В финале второго акта стены особняка обрушатся, и сидящие рядом студенты скажут: «Сыпется Петербург». Петербуржцы мгновенно реагируют на сигнал тревоги. Все, что связано с разрушением исторического центра, воспринимается ими как знак беды.

Один из рабочих на сцене окажется учителем китайского языка и поразит своими познаниями китайских гостей. Образованный человек вынужден зарабатывать на жизнь в чужой стране совсем другой профессией и относятся к нему как к рабу. Холопству, въевшемуся в наше сознание, и посвящен спектакль Могучего. Текст пьесы Гнедича для БДТ адаптировала Светлана Щагина, сохранив в нем главное. И пошла волна. Театр загудел.    

Действие сопровождают титры. Например, такие: «Рабочий день в государственном учреждении начинался в 5 утра. Император лично проверял явку чиновников на службу». Павел I выскакивает из сундука времени, на внутренней стороне которого изображена карта Российской империи. События из современности переносятся в 1801 год. Скоро государя не станет. А пока он напоминает крохотного Щелкунчика, помахивающего игрушечной сабелькой. Его играет миниатюрный, как ребенок, актер Алексей Ингелевич.  

Кукольного Павла I отправляют в ложу над сценой, откуда он взирает на всех нас. Он так высоко, что в БДТ его величают «мыслью об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Когда он отправится в мир иной не по своей воле, его тельце унесут со сцены в мешке. Кукольный театр лишится одного из своих актеров.

Хозяйка дома — княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова — выезжает на сцену в инвалидном кресле с черным вороном за спиной. Ее играет Марина Игнатова — стильная, в коротко стриженном рыжем парике, темных очках, высоких сапогах. Она как пародия на современную законодательницу мод. Это вам не Елена Николаевна Гоголева с пучком седых волос и в архаичном антураже.      

Княгиня отмечает сразу два дня рождения — свой и мопса Бьютьки, роль которого играет современный пес по кличке Вениамин Львович. И тут приходит весть о возвращении из Парижа бывшего холопа Степана Перейденова (Дмитрий Воробьев). Тут-то события и примут неожиданный поворот. Всеми битая, но гордая посудомойка Глафира окажется совсем не той, за кого ее принимают. Сыграла ее Юлия Марченко — тонкая и чуткая актриса, у которой совсем мало возможности проявить себя в этой роли, хотя она ключевая.

Сенатского чиновника Петра Веточкина, такого же раба, как и все другие, сыграл Валерий Дегтярь. Хотя из его сюртука торчит зеленая ветка, ничего живого в нем нет. Виктор Княжев виртуозно сыграл племянника княжны Платона. Откуда он такой у непокорного отца, лишенного должностей и высланного из столицы за сопротивление воле императора. Хотя границы независимости относительны. Платон — заядлый игрок, вечный должник, напомаженный ухажер — смешно подскакивает, словно игрушечный солдатик, и совершенно не похож по пластике на других персонажей крепостного театра.

Разве что воспитанница княгини Агничка (Алена Кучкова) существует в утрированной манере. Главный носитель холопства — мажордом Веденей (Анатолий Петров). У него несметные бакенбарды и такое же подобострастие, если рядом господа. А если холопы низшего звена, то он — исчадие ада. У сцены располагается живой оркестр, который помогает преодолеть переход из города мертвых в город живых.

На «Холопов» билеты теперь можно приобрести только по паспорту, но спекулянты все равно снуют у входа. Хотя Петербург — не Москва, и держит марку. Там баснословные цены не проходят.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...