Срочные новости раздела
Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Андрей Могучий населил пьесу Гнедича «Холопы» новыми героями, но рабство осталось

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и спектакль уже идет.   

Рабочие заваривают доширак, лежат на разбитом паркете старинного особняка, где идет вялотекущий ремонт. На их глазах оживают призраки полуразрушенного дома, былой жизни, хотя никакая она не былая, а самая что ни на есть настоящая.

Спектакль идет 4 часа 15 минут, формально с двумя антрактами, при этом действие не прекращается в перерывах. Зрители бродят по театральному фойе и буфету, натыкаются на актеров, сидящих на ступенях парадной лестницы. Иногда только «холопы» и способны указать, где находится, допустим, мемориальный кабинет Товстоногова.

Часть публики зал не покидает, потому там происходит нечто особенное. Перед сценой в одиночном пикете стоит актриса Татьяна Бедова, только что игравшая экскурсовода, водившего по сцене гостей из Поднебесной. Она держит в руках плакат: «Я против разрушения особняка Плавутиных-Плавунцовых! #боже храни Петербург».

В партере в том же условном антракте появится и группа китайцев, которых играют настоящие китайцы, и можно к ним присоединиться, узнать, зачем им полуразрушенный особняк. Если вы в буфете, то сможете следить за происходящим в зале и на сцене на специально установленных экранах.   

В финале второго акта стены особняка обрушатся, и сидящие рядом студенты скажут: «Сыпется Петербург». Петербуржцы мгновенно реагируют на сигнал тревоги. Все, что связано с разрушением исторического центра, воспринимается ими как знак беды.

Один из рабочих на сцене окажется учителем китайского языка и поразит своими познаниями китайских гостей. Образованный человек вынужден зарабатывать на жизнь в чужой стране совсем другой профессией и относятся к нему как к рабу. Холопству, въевшемуся в наше сознание, и посвящен спектакль Могучего. Текст пьесы Гнедича для БДТ адаптировала Светлана Щагина, сохранив в нем главное. И пошла волна. Театр загудел.    

Действие сопровождают титры. Например, такие: «Рабочий день в государственном учреждении начинался в 5 утра. Император лично проверял явку чиновников на службу». Павел I выскакивает из сундука времени, на внутренней стороне которого изображена карта Российской империи. События из современности переносятся в 1801 год. Скоро государя не станет. А пока он напоминает крохотного Щелкунчика, помахивающего игрушечной сабелькой. Его играет миниатюрный, как ребенок, актер Алексей Ингелевич.  

Кукольного Павла I отправляют в ложу над сценой, откуда он взирает на всех нас. Он так высоко, что в БДТ его величают «мыслью об императоре Павле I, живущей в головах русского дворянства, чиновников и других жителей Петербурга 1801 года». Когда он отправится в мир иной не по своей воле, его тельце унесут со сцены в мешке. Кукольный театр лишится одного из своих актеров.

Хозяйка дома — княжна Екатерина Плавутина-Плавунцова — выезжает на сцену в инвалидном кресле с черным вороном за спиной. Ее играет Марина Игнатова — стильная, в коротко стриженном рыжем парике, темных очках, высоких сапогах. Она как пародия на современную законодательницу мод. Это вам не Елена Николаевна Гоголева с пучком седых волос и в архаичном антураже.      

Княгиня отмечает сразу два дня рождения — свой и мопса Бьютьки, роль которого играет современный пес по кличке Вениамин Львович. И тут приходит весть о возвращении из Парижа бывшего холопа Степана Перейденова (Дмитрий Воробьев). Тут-то события и примут неожиданный поворот. Всеми битая, но гордая посудомойка Глафира окажется совсем не той, за кого ее принимают. Сыграла ее Юлия Марченко — тонкая и чуткая актриса, у которой совсем мало возможности проявить себя в этой роли, хотя она ключевая.

Сенатского чиновника Петра Веточкина, такого же раба, как и все другие, сыграл Валерий Дегтярь. Хотя из его сюртука торчит зеленая ветка, ничего живого в нем нет. Виктор Княжев виртуозно сыграл племянника княжны Платона. Откуда он такой у непокорного отца, лишенного должностей и высланного из столицы за сопротивление воле императора. Хотя границы независимости относительны. Платон — заядлый игрок, вечный должник, напомаженный ухажер — смешно подскакивает, словно игрушечный солдатик, и совершенно не похож по пластике на других персонажей крепостного театра.

Разве что воспитанница княгини Агничка (Алена Кучкова) существует в утрированной манере. Главный носитель холопства — мажордом Веденей (Анатолий Петров). У него несметные бакенбарды и такое же подобострастие, если рядом господа. А если холопы низшего звена, то он — исчадие ада. У сцены располагается живой оркестр, который помогает преодолеть переход из города мертвых в город живых.

На «Холопов» билеты теперь можно приобрести только по паспорту, но спекулянты все равно снуют у входа. Хотя Петербург — не Москва, и держит марку. Там баснословные цены не проходят.   

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...

Правда, сами «украинские патриоты», судя по постам в группе «Деколонизация. Украина», данные процессы четко не разделяют.Приведем конкретные примеры.«Активисты» в Одессе в октябре 2024 года боролись с
подробнее...