Срочные новости раздела
Повереннова, Коренев, Руденко признались в любви к театру в стихах

Повереннова, Коренев, Руденко признались в любви к театру в стихах

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к 102-летию молодые актеры делятся со сцены любимой поэзией.

Зрителям обустраивают зал прямо на легендарной сцене, а артистов, задействованных в праздничном вечере «перемещают» в зрительный зал, который ни с чем не спутаешь: узнаваемые ярко-алые кресла, золотая лепнина на бельэтажах и балконах, изящная люстра. Перед третьим звонком разглядываю, как занавес выглядит изнутри — оказывается, что посередине проходит необычная красная полоска.

Вместо голоса динамика («выключите телефоны!») — голос художественного руководителя, Егора Перегудова:

— Два года назад у нас было столетие. Был такой ответственный момент. Значит, мы выпустили спектакль «Истории». О сегодняшнем дне мы подумали: это не юбилей, но День Рождения, его все равно отметить хочется. Олег Сапиро предложил сделать в День Рождения Праздник Поэзии. Наш театр носит имя поэта Владимира Маяковского, и вот это поэтическое начало хотелось вернуть, вспомнить и возродить. Поэтому сегодня вы увидите не просто 102 года истории театра, но и 102 года поэзии и музыки.

Забегая вперед, хочется сказать, что самого Маяковского, как и его талантливых творческих «наследников» и продолжателей в этот вечер на сцене будет много. Цель концерта — показать целый век поэзии. В Маяковке ее исследуют слой за слоем, и показывают главные поэтические лица из каждой эпохи — от Маяковского до Анны Логвиновой. В этот вечер будет много аплодисментов, любви к театру и литературе и конечно же — артистов Театра Маяковского.

Начинают поэтический концерт с нападок на эту самую поэзию словами Владимира Владимировича:

— А много ль в языке такой чуши,

чтоб сама

колокольчиком

лезла в уши?!

Стихотворение это», кстати, написано Маяковским 101 год назад — в первый год существования Театра Революции. Так в Маяковке начинают летопись, параллельную летописи собственной истории, которая оказывается созвучна не поворотным для театра моментам – а господствующим настроениям.

А история у Театра Маяковского — богатая и на имена, и на революционные (в прямом и переносном смысле) спектакли. Главными режиссерами и художественными руководителями театра были Всеволод Мейерхольд, Алексей Попов, Николай Охлопков, Андрей Гончаров и Сергей Арцыбашев. Нынешний художественный руководитель театра Егор Перегудов говорит, что новый, 102-ой, сезон в проходит под девизом «Театр врывается в жизнь».

Маяковского в это вечер не только читают — но и поют на манер легендарного «Письма» группы Сплин. Актерский «кавер» в авторской аранжировке в зале вызывает шквал аплодисментов — как и переложенные на музыку «Стихи из предсмертной записки».

Удивительно, но на сцене бывшего Театра Революции «Серебряный век» (вернее, его финальные годы) вспоминают совсем не с позиции новаторов всех мастей, на которых эпоха была богата. Зато есть уютные, камерные и немного интимные лирические «воспоминания» Сергея Есенина, Александра Вертинского и Марины Цветаевой. Все они — тоже о своего рода революции, о резких и неожиданных поворотах (в любви, расставаниях, потерях и встречах): будь то чувство к другому человеку или любовь к самому себе. Особенно трогательно из зрительного зала звучит монолог Игоря Евтушенко о «консьержкиной Лизе» авторства Саши Черного.

За поэтическое «подношение» ко Дню Рождения отвечают преимущественно молодые актеры Маяковки. Запоминаем имена (артистов много, все по-своему хороши!): Алина Вакаева, Александра Маховикова, Мамука Патарава, Иван Сапфиров, Кирилл Кусков, Иван Ковалюнас... К ним присоединяются мэтры, корифеи, самые преданные «маяковцы». Любовь Руденко удивляет «Монологом бродвейской актрисы» Евгения Евтушенко, Наталья Коренная говорит о «Красавицах» Маяковского.

Дарья Повереннова в этот вечер поет Бродского и читает Вознесенского:

— Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!

А можно ли в капронах ждать в морозы?

«Бьет женщина» в ее исполнении звучит ритмично и пронзительно, но не обреченно. Такая интонация выбрана для «оттепели» — всегда узнаваемой и родной, немного очаянной, но пропитанной надеждой на перемены. Вознесенского чередуют с Евгением Евтушенко, Риммой Казаковой и Эммой Мошковской. «Шестидесятников» словно объединяют чувством хрупкой внутренней «революции», но уже другого рода — по секрету говорят о той самой «роли», которая лирическому герою так и не досталась, мальчишке что живет «где-то» и во всем оказывается лучше и — о внезапном душевном спокойствии.

Юрий Коренев радует Бродским (оказывается, Юрий Анатольевич внешне так похож на поэта...). В зрительном зале вспоминают не только Иосифа Бродского, но и его друга, поэта Евгения Рейна - одного из немногих авторов, наряду с Бродским благословленных Ахматовой.

У этого концерта нет кульминации — каждый «номер» удивляет по-своему и словно бы открывает мир другой, «непарадной», непредназначенной для театральной сцены поэзии. Его жемчужиной становятся известные (и не очень!) стихи поэтов восьмидесятых, девяностых и нулевых: Нины Искренко, Олега Груза, Тимура Кибирова, Федора Сваровского и многих других. Имена современников в зрительном зале «переоткрывают» здесь и сейчас.

Трогательная «Маша» нашего современника Федора Сваровского — это единственное произведение автора в творческой программе. В концерте это стихотворение становится одним из самых ярких, и тут дело не только в том, что произведение наполнено забавными метафорами и тонкими образами родом из наблюдений современного автору века. Олег Сапиро и Анастасия Мишина говорят о милом и современном счастье — и эта тема как будто бы становится созвучна всему концерту.

От Нины Искренко маяковцам достается пронзительное и ироничное «признание», которое читает Дарья Хорошилова. И если первые строки стихотворения в зале вызывают смешки, то спустя секунд тридцать лица у зрителей вновь становятся серьезными:

— Написала все как было

дескать многое могу

Написала

и наклеила на лбу

На стихах Дмитрия Пригова («Вот поди ж ты — на/ Целу курицу сгубила/ На меня страна») в зале смеются немного нервно. Очередь для Блока и Лермонтова, вода, после которой хочется жить, толкучка в метро... Пригова тут раскладывают сразу на несколько мужских голосов, из его творческого наследия выбирают самое короткое, смелое, абсурдно-сатирическое, но приближенное к реальности.

Женщины предпочитают более молодых художниц слова — Анну Логвинову и Сола Монову. У самых читаемых поэтесс Рунета берут нежные, но в то же время острые стихи с вкраплениями жизненных ситуаций. У этого поколения — уже узнаваемые герои-современники: идеальные матери, что встают в пять утра, их дочери-веганши и пацифистки «в бесформенной одежде». Зато сразу понятно: какая жизнь, такая и правда, а поэзия по-прежнему наблюдает за тем, что происходит сейчас.  

Свой 102-ой День Рождения Маяковцы встречают громко и празднично, и в памятный для театра вечер много говорят о счастье и любви. А для того, чтобы рассказ получился ярким и убедительным, выбирают самое близкое из целого века — это ли не отличный повод оглянуться назад и попутно вспомнить о богатой истории и былых победах?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...