Срочные новости раздела
Зданию Малого театра исполнилось 200 лет: каким будет юбилейный год

Зданию Малого театра исполнилось 200 лет: каким будет юбилейный год

У здания театра сидит драматург Александр Островский. Весьма сурово он смотрит на москвичей и гостей столицы, но особенно пристально разглядывает всех, кто входит в двери Малого театра. Еще бы! Ведь это и его зрители. Все 48 пьес, вышедших из-под его пера, поставили силами Малого театра. Здороваемся с Александром Николаевичем и спешим внутрь. 

14 октября 1824 года (26 октября по новому стилю) впервые исполнили Увертюру на открытие Малого театра, написанную Александром Верстовским специально для первого спектакля в новом здании. Ее сыграли прямо перед постановкой «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря». 200 лет спустя Увертюра вновь прозвучала на сцене Малого, но уже по случаю двухвекового юбилея здания, которое хоть и пережило несколько реконструкций, но сохранило свой облик, во многом благодаря уважению всех, кто попадает сюда, к традициям и великому наследию прошлого. 

Сцена Малого театра помнит великих артистов: Михаила Щепкина, чье имя носит Высшее театральное училище при Малом театре, Прова Садовского, славу которому принесли роли в пьесах Островского, блистательных Марию Ермолову и Александра Ленского… Позднее здесь играли Элина Быстрицкая и Юрий Соломин, который с нетерпением ждал юбилейный день родного театра. Сегодня перед нами Светлана Аманова, Валерий Афанасьев, Александр Клюквин, Игорь Петренко и другие прекрасные артисты, которыми славится театр в наши дни.

После исполнения Увертюры в зале воцарилась темнота, которую мгновение спустя пронзил луч света, постепенно охвативший всю сцену. На ней собрались артисты и руководство Малого, чтобы поделиться планами празднования знаменательной даты и рассказать, что для них значит Малый театр.

Слово взял главный режиссер театра Алексей Дубровский. Он рассказал об амбициозных планах празднования юбилея. Не оставили зрителей без подарка в виде премьеры «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» по Дмитрию Ленскому, который сам был актером Малого и первым исполнил роль Хлестакова в «Ревизоре» Гоголя именно на этой сцене. Такой мост из XIX столетия в современность. Над сценографией спектакля работает Максим Обрезков. Музыку написал Александр Чайковский. Сценическую версию текста подготовил Сергей Плотов. В спектакле заняты Александр Клюквин, Андрей Чернышев, Валерий Афанасьев и молодые артисты. 

Кстати, о молодых артистах театра тоже зашла речь. С тех пор, как театром стал руководить Юрий Соломин, да и по сей день, молодым артистам здесь дали зеленый свет.

- Сейчас золотое время для молодежи в Малом театре, — рассказывает Алексей Дубровский, — есть случаи, когда человек только выпустился из Щепкинского училища и сразу же получил главную роль. Но для него эта роль — серьезный экзамен. Тем не менее, возможность ее сыграть на одной из сцен нашего театра появляется у каждого молодого артиста без исключения.

Также главный режиссер приоткрыл завесу тайны другого любопытного проекта, который на данный момент находится на стадии разработки, — «Диалог со зрителем», близкий родственник «Диалога времен», который проходит уже не первый год. Идея того, что зритель остается после спектакля, встречается с актерами и участвует в обсуждении насущных тем, которые в нем поднимаются,  оказалась востребованной. И ее решили расширить до масштаба страны — планируются просветительские поездки по всей России. Войти со зрителем в диалог важно не только на сцене, но и после спектакля. 

В течение всего театрального сезона будет работать выставка «Юбилейная коллекция», для которой музейный фонд Малого специально предоставил ряд уникальных экспонатов, которые демонстрируются впервые. 

К театру с поздравлением обратился заместитель директора Малого театра по творческим вопросам Борис Любимов, который напомнил, что дом Малого театра включает в себя и зрителей:

«Представьте себе, кто побывал в Доме за 200 лет его существования? И простые люди, и студенты, и преподаватели, купцы, люди высокого интеллекта, замечательные писатели от Пушкина и Гоголя, художники, архитекторы, мыслители. Лучшая статья театрального критика всех времен и народов Белинского - «Мочалов в роли Гамлета». И поводом для нее стало искусство Малого театра и, прежде всего, Мочалова».

Также Любимов отметил, что «это не просто 200 лет зданию, а 200 лет великого русского театра и великой русской культуры».

В адрес театра прозвучали теплые слова и признания от артистов. В высказываниях многократно звучало слово «дом» — «Дом Щепкина», «Дом Островского», «Дом Соломина». Актер Игорь Петренко отметил, что Малый театр спустя 200 лет стали называть не только домом, но и храмом, благодаря тем людям, которые его наполняют, тем, «кто несет его душу и мысль». 

- Для меня как для артиста, который находится в середине своего пути, - начал Игорь Петренко, - большое счастье — осязать, видеть, слышать, как работают твои коллеги, партнерствовать на сцене с ними. Все пропитаны одной идеей, на всех одна душа. Когда ты слышишь, как работают наши мастера, как они владеют словом, как они владеют чистейшей интонацией, чистотой мысли, понимаешь, какое это счастье. Пускай что-то не получается, но у тебя есть путь. Счастье находиться именно в этом пути! Желаю счастья всем в нашем Доме и вдохновения!

Кстати, о владении словом. Несмотря на то что артисты Малого театра многие годы считаются носителями эталонной московской речи, вскоре здесь появится специалист, который будет продолжать эту линию, работая с артистами от читок до выпуска спектакля.

О традициях говорила и Светлана Аманова, которая также поздравила Дом с юбилеем и напомнила, что именно здесь был заложен фундамент русского психологического театра.

- Начиная с Михаила Щепкина, который всю жизнь искал правду жизни на сцене, последующие поколения чувствовали огромную ответственность, понимание своей миссии, - сказала Аманова.

Также она отметила, что все актеры, выходя на подмостки Малого, понимали, что эта сцена — высшее явление русского сценического искусства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Фамилия «Васнецов» ассоциируется с великой династией художников — Виктор Васнецов, Аполлинарий, Андрей… В этом году Андрею Васнецову могло бы исполниться 100 лет. В Российской академии художеств к его
подробнее...