Срочные новости раздела
Результатом работы Розовского, Ряшенцева и Дунаевского станет чеховский «триптих»

Результатом работы Розовского, Ряшенцева и Дунаевского станет чеховский «триптих»

Собственно, творческое трио Марк Григорьевич уже воссоздавал в конце 2021 года, когда обновленные «Три мушкетера» вошли в репертуар театра «У Никитских ворот». Но если в прошлый раз речь шла о переработке и использовании без изменений уже существующих произведений (песни из фильма на стихи Ряшенцева, например, со сцены звучали так же, как в кино), то теперь три мастера задумали что-то принципиально новое.

«Чехов. Женщины. Триптих» — затея амбициозная. Пока вышла «первая часть» — спектакль «Душечка», являющийся полностью самостоятельной, автономной постановкой. И, как в коктейле «Б-52», в ней можно выделить три слоя.

Литературные основы

Образцовый рассказ Антона Павловича впервые был опубликован в журнале «Семья», в первом номере за 1899 год. Учитывая, что в России заканчивается Год семьи, обратиться к тексту писателя было весьма уместно, что и сделал Розовский, написав пьесу на классической основе. По объему первоисточник небольшой — четыре тысячи слов, и, по сути, он представляет собой «расписанную» на некое количество знаков оперную сентенцию «сердце красавицы склонно к измене/И к перемене, как ветер мая» с уточнением, что красавица — дочь отставного коллежского асессора Племянникова Оленька, которую все зовут Душечкой, дама замужняя.

Откровенно «шатать устои» в Российской империи, где каждая литературная публикация должна была получить одобрение аж двух цензурных органов, было как-то не принято. Но и Лев Толстой в «Анне Карениной», и Островский в «Грозе», и Чехов в большинстве своих фельетонов и рассказов показывали, что стоит на самом деле за елейной лубочной картинкой, на которой муж с женой пьют чай на барской веранде. В рамках демократического протеста против патриархального уклада Островский топит главную героиню в реке, но Антон Павлович действует намного деликатнее. И показывает, что библейская формула про мужа, который прилепляется к жене своей и двое становятся одной плотью, в русском исполнении может означать полное поглощение мужем своей супруги, подчинение ее интересов его интересам и так далее.

Душечка не просто несколько раз выходит замуж, она как бы на бис трижды становится верной и любящей спутницей жизни — и это само по себе мощный двигатель сюжета. Но она, будучи женой антрепренера и содержателя увеселительного заведения, сначала со страстью и чувством переживает из-за нехватки публики и дождя, могущего эту публику распугать, а когда, внезапно овдовев, обручается с управляющим лесным складом, ищет родное и нежное в словах «балка», «кругляк», «тес», «шелёвка», «безымянка», «решетник», «лафет», «горбыль». Наконец, после смерти лесоторговца, она находит утешение в связи с полковым ветеринарным врачом Смирниным — и теперь уже сокрушается по поводу недостаточного ухода за животными в России. И из ее уст звучат слова о недоверии к институту брака, сказанные не желающим жениться любовником.

Сценическая основа

Чехов не был бы Чеховым, если бы по инерции уложил бы в гроб и Смирнина и потом изобразил бы полное угасание Душечки, потому что в таком случае образ женщины, способной светить отраженным светом, был бы слишком уничтожающим.

Николина Калиберда играет Оленьку прекрасно, ее суперски состарили ближе к финалу, когда ее героиня — бездетная и одинокая — после возвращения Смирнина окружила заботой его сына гимназиста Сашеньку (Арсений Тарасенко). И наконец-то поняла, что только дети заслуживают полноты женской любви, и здесь приходит на ум на самом деле мудрая цитатка из соцсетей: «Единственный мужчина, за которым я буду бегать, будет кричать мне: «Догоняй, мама!»

Об игре 13-летнего Арсения стоит сказать отдельно — он абсолютно не скован на сцене, подвижен, органично боится отца, желающего его выпороть за мелкую провинность. Современные дети не представляют себе советской жизни, не говоря уже о дореволюционной — но юному актеру идет синяя форма гимназиста, и он правдоподобен в реализации своей творческой задачи — без достаточной насмотренности, начитанности и напитанности русской классикой это было бы невозможно.

Мужей Оленьки поочередно воплощают трехмушкетерские актеры: Валерий Шейман (в 2021 году он был кардиналом Ришелье), Юрий Голубцов (король Людовик XIII) и Станислав Федорчук (Атос). У Голубцова, кстати, совсем недавно была «окающая» роль — в спектакле «Крутится, вертится шар» по Исааку Бабелю его персонаж — одесский еврей, так что ему — москвичу по месту рождения и службы в театре — приходилось смешивать несколько несвойственных фонетических особенностей речи. Сейчас же нужно было исключительно «окать» — и в зрительном зале раздался смех, когда Оленька-Душечка тоже стала во всех словах произносить «о» вместо «а», уподобляясь супругу и в этом.

Тексты песен и музыка

Четырех тысяч чеховских слов на два часа двадцать минут — явно недостаточно. Чтобы преодолеть «разрыв в хронометраже», Розовский привнес в первоначальный текст многое, сделал более рельефными диалоги и так далее.

«Это не переложение прозы, я делаю самостоятельный литературный продукт», - поясняет Марк Григорьевич. Того, что касается сценографии, в рассказе также быть не могло — например, многоуровневого устройства сцены, когда с верхушки флигеля ушедшие в мир иной мужья взирают на «сменщиков».

Но мюзиклом «Душечку» Розовского делает не все это и даже не «фоновая» музыка Дунаевского, источником которой являются «закадровый» оркестр и стоящий на сцене белый «рояль» (оказавшийся при ближайшем рассмотрении синтезатором, удачно «загримированным» декораторами под настоящий инструмент).

Песни — вот главный «секретный ингредиент». И сотворчество Юрия Ряшенцева и Максима Дунаевского дало не менее яркий результат, чем четыре с лишним десятка лет назад. Да, автор этих строк поймал себя на мысли, что не запомнил ни одного куплета — в голове остались только мелодии и обрывки фраз. Но при таком же количестве повторений, как было с хитами из фильма о приключениях Д`Артаньяна, они бы наверняка запомнились миллионам зрителей — ироничные в квадрате, озорные и насмешливые, как баллада «тапера Ивана Ивановича», голос которого совпадает со «словами автора»: 

Если правду сказать, то мы в мире живем оголтелом.

Он задуман прекрасно. Но выполнен хуже, увы!

Вот мужчины, взгляните: они занимаются делом —

за тузы и шестерки сражаясь, как истые львы.

Но вот женщины… Господи, дай мне найти в себе силы,

чтоб всю правду о них рассказать, ни словцом не греша!

Губки — бантиком, взоры нежны, а в душе — крокодилы,

если только она у них есть, эта штука — душа.

О, от женщины жди всякий раз не беды, так причуды.

И тем злее беда, чем заманчивей блеск ее глаз.

Берегись поцелуев ее! Поцелуи Иуды,

безобиднее женских не в сотню, а в тысячу раз!

К истреблению женщин не стал бы я делать и шага.

Но без них бы счастливей и даль оказалась, и близь.

Бог придумал нам женщин, считая, что это — во благо.

Пусть теперь даст рецепт, как бы нам бы без них обойтись.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...

Десять месяцев прима-балерина не выходила на сцену Михайловского. Травму стопы она получила в ноябре прошлого года на спектакле «Спящая красавица». Но травма такого характера оказалась коварной:
подробнее...

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...