Срочные новости раздела
Результатом работы Розовского, Ряшенцева и Дунаевского станет чеховский «триптих»

Результатом работы Розовского, Ряшенцева и Дунаевского станет чеховский «триптих»

Собственно, творческое трио Марк Григорьевич уже воссоздавал в конце 2021 года, когда обновленные «Три мушкетера» вошли в репертуар театра «У Никитских ворот». Но если в прошлый раз речь шла о переработке и использовании без изменений уже существующих произведений (песни из фильма на стихи Ряшенцева, например, со сцены звучали так же, как в кино), то теперь три мастера задумали что-то принципиально новое.

«Чехов. Женщины. Триптих» — затея амбициозная. Пока вышла «первая часть» — спектакль «Душечка», являющийся полностью самостоятельной, автономной постановкой. И, как в коктейле «Б-52», в ней можно выделить три слоя.

Литературные основы

Образцовый рассказ Антона Павловича впервые был опубликован в журнале «Семья», в первом номере за 1899 год. Учитывая, что в России заканчивается Год семьи, обратиться к тексту писателя было весьма уместно, что и сделал Розовский, написав пьесу на классической основе. По объему первоисточник небольшой — четыре тысячи слов, и, по сути, он представляет собой «расписанную» на некое количество знаков оперную сентенцию «сердце красавицы склонно к измене/И к перемене, как ветер мая» с уточнением, что красавица — дочь отставного коллежского асессора Племянникова Оленька, которую все зовут Душечкой, дама замужняя.

Откровенно «шатать устои» в Российской империи, где каждая литературная публикация должна была получить одобрение аж двух цензурных органов, было как-то не принято. Но и Лев Толстой в «Анне Карениной», и Островский в «Грозе», и Чехов в большинстве своих фельетонов и рассказов показывали, что стоит на самом деле за елейной лубочной картинкой, на которой муж с женой пьют чай на барской веранде. В рамках демократического протеста против патриархального уклада Островский топит главную героиню в реке, но Антон Павлович действует намного деликатнее. И показывает, что библейская формула про мужа, который прилепляется к жене своей и двое становятся одной плотью, в русском исполнении может означать полное поглощение мужем своей супруги, подчинение ее интересов его интересам и так далее.

Душечка не просто несколько раз выходит замуж, она как бы на бис трижды становится верной и любящей спутницей жизни — и это само по себе мощный двигатель сюжета. Но она, будучи женой антрепренера и содержателя увеселительного заведения, сначала со страстью и чувством переживает из-за нехватки публики и дождя, могущего эту публику распугать, а когда, внезапно овдовев, обручается с управляющим лесным складом, ищет родное и нежное в словах «балка», «кругляк», «тес», «шелёвка», «безымянка», «решетник», «лафет», «горбыль». Наконец, после смерти лесоторговца, она находит утешение в связи с полковым ветеринарным врачом Смирниным — и теперь уже сокрушается по поводу недостаточного ухода за животными в России. И из ее уст звучат слова о недоверии к институту брака, сказанные не желающим жениться любовником.

Сценическая основа

Чехов не был бы Чеховым, если бы по инерции уложил бы в гроб и Смирнина и потом изобразил бы полное угасание Душечки, потому что в таком случае образ женщины, способной светить отраженным светом, был бы слишком уничтожающим.

Николина Калиберда играет Оленьку прекрасно, ее суперски состарили ближе к финалу, когда ее героиня — бездетная и одинокая — после возвращения Смирнина окружила заботой его сына гимназиста Сашеньку (Арсений Тарасенко). И наконец-то поняла, что только дети заслуживают полноты женской любви, и здесь приходит на ум на самом деле мудрая цитатка из соцсетей: «Единственный мужчина, за которым я буду бегать, будет кричать мне: «Догоняй, мама!»

Об игре 13-летнего Арсения стоит сказать отдельно — он абсолютно не скован на сцене, подвижен, органично боится отца, желающего его выпороть за мелкую провинность. Современные дети не представляют себе советской жизни, не говоря уже о дореволюционной — но юному актеру идет синяя форма гимназиста, и он правдоподобен в реализации своей творческой задачи — без достаточной насмотренности, начитанности и напитанности русской классикой это было бы невозможно.

Мужей Оленьки поочередно воплощают трехмушкетерские актеры: Валерий Шейман (в 2021 году он был кардиналом Ришелье), Юрий Голубцов (король Людовик XIII) и Станислав Федорчук (Атос). У Голубцова, кстати, совсем недавно была «окающая» роль — в спектакле «Крутится, вертится шар» по Исааку Бабелю его персонаж — одесский еврей, так что ему — москвичу по месту рождения и службы в театре — приходилось смешивать несколько несвойственных фонетических особенностей речи. Сейчас же нужно было исключительно «окать» — и в зрительном зале раздался смех, когда Оленька-Душечка тоже стала во всех словах произносить «о» вместо «а», уподобляясь супругу и в этом.

Тексты песен и музыка

Четырех тысяч чеховских слов на два часа двадцать минут — явно недостаточно. Чтобы преодолеть «разрыв в хронометраже», Розовский привнес в первоначальный текст многое, сделал более рельефными диалоги и так далее.

«Это не переложение прозы, я делаю самостоятельный литературный продукт», - поясняет Марк Григорьевич. Того, что касается сценографии, в рассказе также быть не могло — например, многоуровневого устройства сцены, когда с верхушки флигеля ушедшие в мир иной мужья взирают на «сменщиков».

Но мюзиклом «Душечку» Розовского делает не все это и даже не «фоновая» музыка Дунаевского, источником которой являются «закадровый» оркестр и стоящий на сцене белый «рояль» (оказавшийся при ближайшем рассмотрении синтезатором, удачно «загримированным» декораторами под настоящий инструмент).

Песни — вот главный «секретный ингредиент». И сотворчество Юрия Ряшенцева и Максима Дунаевского дало не менее яркий результат, чем четыре с лишним десятка лет назад. Да, автор этих строк поймал себя на мысли, что не запомнил ни одного куплета — в голове остались только мелодии и обрывки фраз. Но при таком же количестве повторений, как было с хитами из фильма о приключениях Д`Артаньяна, они бы наверняка запомнились миллионам зрителей — ироничные в квадрате, озорные и насмешливые, как баллада «тапера Ивана Ивановича», голос которого совпадает со «словами автора»: 

Если правду сказать, то мы в мире живем оголтелом.

Он задуман прекрасно. Но выполнен хуже, увы!

Вот мужчины, взгляните: они занимаются делом —

за тузы и шестерки сражаясь, как истые львы.

Но вот женщины… Господи, дай мне найти в себе силы,

чтоб всю правду о них рассказать, ни словцом не греша!

Губки — бантиком, взоры нежны, а в душе — крокодилы,

если только она у них есть, эта штука — душа.

О, от женщины жди всякий раз не беды, так причуды.

И тем злее беда, чем заманчивей блеск ее глаз.

Берегись поцелуев ее! Поцелуи Иуды,

безобиднее женских не в сотню, а в тысячу раз!

К истреблению женщин не стал бы я делать и шага.

Но без них бы счастливей и даль оказалась, и близь.

Бог придумал нам женщин, считая, что это — во благо.

Пусть теперь даст рецепт, как бы нам бы без них обойтись.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...

Программа каждый день худела. Зрители приходили на показы, смотрели пару фильмов, а потом коротали час в фойе в ожидании продолжения киноблока. Вопрос к чиновникам: «Почему все решалось в последний
подробнее...

Спустя пару лет после того, как фильм был снят, киноведы и кинокритики включили его в список номинантов своей премии «Белый слон», но Арабов попросил его не рассматривать, поскольку считал
подробнее...

Новый год у россиян давно ассоциируется не только с нарядной елкой, советскими фильмами и бокалом шипучего напитка под бой курантов. Королем в доме под Новый год становится праздничный стол. Самую
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Фамилия «Васнецов» ассоциируется с великой династией художников — Виктор Васнецов, Аполлинарий, Андрей… В этом году Андрею Васнецову могло бы исполниться 100 лет. В Российской академии художеств к его
подробнее...