Срочные новости раздела
Логика абсурда и потерянный рай: на парковке показали работы выпускников творческих вузов

Логика абсурда и потерянный рай: на парковке показали работы выпускников творческих вузов

«Выпускная» выставка в этом году представляет более 200 молодых художников. В экспозиции — более 300 работ в самых разных жанрах: живопись, скульптура, фотография, иллюстрация, архитектура, театр, мода, анимация и компьютерная графика. Нынешний «Выпуск» — третий по счету, но рекордный по количеству участвующих вузов: если в первом засветились выпускники 14 ведущих учебных заведений Москвы, то в этом их уже 22. Публика на выставке все больше молодежная: здесь, как говорится, можно и себя показать, и других посмотреть.

К лифту, ведущему на минус первый этаж, тянется вереница студентов. Перед входом на экспозицию играет на электропульте диджей в интеллигентской шляпе и пиджаке. За белыми столиками молодежь обсуждает свежие эскизы. На несколько месяцев парковка стала не только площадкой студенческого творчества, но и арт-лабораторией.

Сама выставка получилась разношерстной. Здесь и модельеры, и живописцы, и архитекторы, и медиахудожники, и керамисты. Уровень работ разный, но есть свои жемчужины и общее настроение, которое по-своему визуализирует каждый художник.

На входе обращает на себя внимание «Потерянный рай» Полины Штанько. Ее керамические яблоки легко перепутать с настоящими. Они блестят как наливные. И только присмотревшись, замечаешь, что в россыпи нет ни одного годного фрукта: один почернел, другой пожух, третий покрылся плесенью… Из-за глянцевого блеска лакового покрытия первое впечатление от яблок обманчиво, но уже через пару секунд вглядывания в натурно-филигранные изъяны становится ясно, что в фокусе выпускницы Высшей школы экономики — фаза распада. «Все плоды жизни оказались ненужными, отброшенными», — поясняет свою инсталляцию Полина. Кажется, в воздухе витает вопрос: раз все пошло не по плану, раз жизнь все время меняет вектор и направление, то что же — все пропало?

Словно отвечает на него работа Анастасии Дозорцевой «Наедине», что за углом от «Потерянного рая». Выпускница Строгановки представляет видео, где крупным планом — руки, перебирающие рис, а перед экраном — горсть больших «зернышек риса». На самом деле это белые, многократно омытые волнами камни. Казалось бы, в фокусе — монотонное действо, обыденное и скучное. Но для автора перебирание крупы — медитация, точка отдохновения, когда за бытовым занятием может родиться гениальная идея. Кому-то затея пересматривать каждую крупинку покажется потерей времени, а другой найдет в ней ностальгию по детству, возможность провести время наедине с собой, остановиться, подумать, найти вдохновение в малом и незначительном.

Иван Фурсов из Суриковского института, напротив, пишет драматичный момент, но крайне ограниченной палитрой, тем самым притупляя остроту эмоций. Перед нами — спины врачей, которые катят кого-то на каталке по серому коридору. Судя по всему, это сам автор, поскольку в описании к работе он признается, что сюжет основан на личных воспоминаниях, а выбор темы обусловлен остротой переживания. Напряжение создают не фигуры или больничные стены, а нечто неуловимое в атмосфере. Кажется, самым сложным тут было написать застывший воздух, а не складки халатов. Они, кстати, будто процарапаны. Иван развивает «суровый стиль» Виктора Попкова и Гелия Коржева — этот стиль закатного СССР, как оказывается, спустя полвека вновь актуален. Впрочем, фигуративный подход не только рассказывает суровую правду, но и напоминает сюрреалистичный сон.

Анастасия Курочкина, еще одна выпускница Суриковского, вполне реалистично пишет обыденный момент: свой портрет в зеркале вузовского лифта. Остальные фигуры превращены в прозрачные силуэты-фантомы. Анна Канфер (тоже из Суриковки) тоже использует силуэты, чтобы рассказать об истории усадьбы Марфино. Она помещает в интерьеры исторического места фигуры из разных эпох, которые угадываются по одежде. Тем самым художница совмещает несколько времен воедино, рассуждая о течении времени и о том, как далекое прошлое влияет на восприятие современности и нашу идентичность.

О том, что время не линейно, любые нормы подвижны, а правила игры в реальной жизни постоянно меняются, Елена Извольская рассуждает в серии «Ретроградный анализ». Выпускница Института современного искусства Иосифа Бакштейна превращает шахматные доски в супрематические парадоксы, где любые правила оказываются абсурдными. Вот против черных фигур выставлены белые, но они в виде динозавров и, кажется, съели собственные «травоядные» пешки. Вот шахматная доска, где нет черных фигур и черных клеток — остались только белые пешки, рассредоточенные на белых полях, словно безликая толпа. Вот полностью черная доска, где черные пешки обступили белого короля. А вот полностью красная доска, где белый ферзь сражается со своим двойником. Работа называется «Женщина в двух измерениях». «Шахматная ортодоксальная композиция», как определяет свой метод Извольская, построена на парадоксе логического абсурда.

Уход в глубины подсознания — не единственное общее частных авторских миров. Многие проекты построены на синтезе реального и виртуального. Такова работа Екатерины Мацели из Британской высшей школы дизайна: сотканные вручную из натурального лыка коврики, прошитые очень графичными линиями-алгоритмами. В них зашифрованы реперные точки жизни женщин из семьи Мацелей, где все занимались ткачеством. Так Екатерина устанавливает неявные параллели женских судеб внутри одной семьи.

Недалеко от этой рукодельной графики — инсталляция «Цифровой след» Елены и Игоря Тормышевых, выпускников Школы современного искусства «Свободные мастерские». Перед нами экран-зеркало, где можно попытаться стереть собственное «я» одним нажатием на экран, но удалить «цифровой след» полностью не получится. Авторы поясняют, что каждое действие в Сети, будь то лайк или запись, остаются в «облачном хранении», и невозможно стереть его совсем, даже если попытаться. Из этих действий в виртуальном мире складывается портрет человека, который больше чем просто изображение внешности — это отражение вкусов, интересов и желаний.

Наверное, поэтому центральными на выставке «Выпуск» стали работы, как будто соединившиеся в одну большую тотальную инсталляцию. Здесь рядом с сюрреалистической живописью Марии Пелиховой (ВГИК) по мотивам «Алисы в Стране чудес» висят белые ткани с полустертыми надписями — «страшно» и «верно», «обман» и «любовь», «холод» и «явь», — а на их фоне стоят скульптуры из стекла и проводов, напоминающие машины из фильма «Война миров», снятого по научно-фантастическому роману Герберта Уэллса.

Словом, совершенно фантастический мир рисуют художники нового поколения, где важное место занимает прошлое, настоящее полно абсурда, а будущее туманно и синкретично.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...

Десять месяцев прима-балерина не выходила на сцену Михайловского. Травму стопы она получила в ноябре прошлого года на спектакле «Спящая красавица». Но травма такого характера оказалась коварной:
подробнее...