Срочные новости раздела
«Любовь и голуби» в причудливом обрамлении на сцене Театра Вахтангова

«Любовь и голуби» в причудливом обрамлении на сцене Театра Вахтангова

Пьеса «Любовь и голуби» Владимира Гуркина известна зрителям благодаря легендарному фильму Владимира Меньшова. Кажется, будто этот фильм навсегда зашит в наш культурный код и всегда будет ассоциироваться с гуркинской пьесой, заслуженно затмевая все другие сценические адаптации этого текста. Невозможно забыть Людмилу Гурченко в роли томной Раис-Захарны, самого Меньшова в роли ведущего кадрили (картина), робкого работягу-голубятника Кузякина в исполнении Михайлова, красавицу Ладу Сизоненко в роли младшей кузякинской дочечки Оленьки (а как она плакала!).

Надо сказать, что для Омской драмы это уже второй подход к пьесе Владимира Гуркина, в начале 80-х служившего там актером. И там в 1982 году режиссер Геннадий Тростянецкий поставил спектакль «Любовь и голуби» — по мнению Владимира Меньшова, один из самых удачных. Кстати, примерно в это же время Нина Дорошина впервые примерила на себя образ Надюхи, но на сцене московского «Современника», хотя премьеру сыграли в Минске.

Нынешнюю премьеру «Любовь и голуби» в постановке Георгия Цхвиравы в театре приурочили к 150-летнему юбилею. Спектакль главрежа Омской драмы оказался не похож на другие сценические и киноадаптации гуркинского текста. С пьесой, по которой поставлена самая народная комедия СССР, режиссер обошелся довольно вольно — и действительно по-авторски.

Сюжет стал до смешного сказочным и немного гротескным: актерам добавили лишних килограммов и надели на них цветные прически из разноцветной пряжи. Драматический текст расширили и увеличили чуть ли вдвое за счет изумительной красоты песен (стихи сочинил драматург родом из Омска Сергей Плотов, а музыку — Андрей Семенов).

В этой версии все получилось иначе — и зрители понимают это с самого начала. На расписном заднике проявляется надпись «Сколько ни гуляй, мужик, домой жизнь воротит», но буквы вьются извилистой речкой, и получается — «Сколько ни гуляй мужик жизнь дамой варотит». Мы не мы без наших ошибок, и спектакль как будто бы посвящен этой истине.

Портрет семьи Кузякиных набрасывают на сцене широкими мазками. Мечтательный и несуразный Васька Кузякин (Владислав Пузырников) поет: «Нам заботы — курлы-курлы. Да тебе не понять, сколько хочешь гляди голубиным невинным оком»... А его практичная и немного приземленная жена Надюха (Лариса Свиркова) отчитывает супруга за потраченные на птиц 25 рублей. Для него голуби — это мечта и дань памяти доброте давно забытого деревенского дурачка, а для нее — дурость. Надя, конечно, хочет, чтобы муж ее внезапно, как в сказке, повзрослел, стал ответственным и понял, что его любви и внимания просят не только голуби (курлы-курлы!) — но и дети.

За создание невероятно трогательной и динамичной комедии отвечают не только Кузякины, но и баба Шура (Татьяна Филоненко) и дед Митя (Александр Гончарук). Этот актерский дуэт заполняет собой все пространство: их шуточные склоки и ссоры в спектакле — наслаждение особого рода.

Жизнь в селе протекает своим чередом — в спектакле ей предписан почти что водевильный ритм. Музыкальность спектакля — одно из главных его достоинств: сельская жизнь здесь идет уверенно и плотно, а герои обращают эмоциональные моменты в характерные танцы, пластически выражая все те чувства, которые неподвластны игривому слову.

Надя — дама волевая и смелая. Она не подчиняется мужу (потом выяснится, что опереться на Ваську ей очень хотелось), а все заботы о семье несет на своих плечах. Ей под стать и старшая дочка Люда (Алина Егошина). Сын Нади и Васи Ленька (Леонид Калмыков) в этом спектакле раскрывается с совсем неожиданной стороны, а любимица-мечтательница Оленька уже ближе к финалу поет вслед то ли улетевшему на юга папе, то ли его голубям:

— А девчонка просит о любви, верит в сказку с радостным концом: что будут вечно мать с отцом.

Песни вслед голубям со сцены поют все Кузякины, птицам доверяя свои грезы о лучшей жизни — те искренние и сердечные молитвы, в которых порою страшно признаться даже самому себе. Мир семьи Кузякиных — нежный по-голубиному, интуитивно родной, знакомый и понятный, разыгранный словно по нотам...

Художник Булат Ибрагимов придумывает для воплощения сказочной идиллии оригинальную сценографию и костюмы. Убранство села здесь представлено в виде картин, причем известного художника-примитивиста Валентина Губарева, которого называют белорусским Брейгелем. На своих полотнах он отображает советский и постсоветский быт. Герои его картин, как и герои спектакля, — простоватые мечтатели, которым погоню за деньгами заменяет погоня за счастьем.

Васю Кузякина от этого наивного мира тянет ввысь. Вася оказывается слишком чутким к чужой боли: события, что для всех являются частью смешной сказки, для него составляют настоящую жизнь, равномерное течение которой другие в вечных ссорах да погонях не чувствуют. И как некстати возникает в памяти лицо дурачка Володьки, как некстати в разговоре упоминается некий городской «бар» — не иначе, место, где совершаются чудеса (например, водку пьют через солому).

Раиса Захаровна (Юлия Пошелюжная) со своим фиолетовым париком в этой голубиной сказке — пришелица, а солнечный курорт Баку — место их злополучной встречи — словно другая планета. Ее героиня — манкая, сиюминутная и взбалмошная — для Васьки могла бы стать воплощением идеального городского мира. Вася увидел в ней соратницу по грезам: но вот только мечтать по-настоящему Раиса Захаровна (Рис-Пис) не научилась и двумя плевками остановила его «полет». Оказалась слишком практичной и расчетливой для сказочного мира Кузякиных, построенного на мечтах и «воздушных замках». Очарование их скромного семейного очага — в том, что даже мелкие ссоры, перепалки и крики не могут потушить огонечки в добрых и чистых глазах.

В фильме Меньшова самым громким и эмоциональным моментом стала сцена возвращения Васьки домой, а в спектакле, насыщенном размышлениями, песнями и по-сельски гоготными разговорами, развязка конфликта сместилась. Приход Кузякина-старшего в родное село стал продолжением его мечтательного ребячества. Избавившись от иллюзий о Раисе Захаровне, он все еще не понял ничего о своей семье: процесс познания близких в спектакле показали нежно и поэтично.

Как и хотела Надя, Василий все-таки повзрослел, но сделал это не одним «сказочным» махом. Кузякин многое увидел — и многое потерял. Только после этого Васька обрел свой голос, в котором все еще звучат нотки растерянного «че». Но, ешкин кот, «интересно жизнь идет!» — и, несмотря на ошибки и не вовремя пришедшие письма, никогда не останавливается. Не останавливается, пока Кузякины не перестают ошибаться и мечтать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Это совместная акция двух биеннале современного искусства – Венецианской,  отмечающей в этом году 60-летие, и Бангкокской. На ней представлено  15 работ художников из Юго-Восточной Азии – Таиланда,
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...