Срочные новости раздела
Путешествие в мир голландского натюрморта XVII века: обзор выставки в Пушкинском музее

Путешествие в мир голландского натюрморта XVII века: обзор выставки в Пушкинском музее

Натюрморт как самостоятельный жанр сформировался лишь в XVII веке. Само слово — французское, и появилось оно позже, чем сами картины, — в эпоху Просвещения. В Нидерландах же для обозначения таких работ использовалось слово stilleven — «неподвижная жизнь». Архивы и каталоги того времени сохранили еще несколько «жанровых» определений: «ваза с цветами», «фрукты», «охотничьи трофеи» и «атрибуты мирской суеты». Все эти темы представлены в самой экспозиции.

Выставка начинается с зала, в котором представлены работы Франса Снейдерса и его последователей. В начале XVII века они, как и Рубенс, творят «на заказ»: их охотничьи натюрморты и зарисовки из мясных лавок особенно симпатичны зажиточным бюргерам. Новый класс богачей стремится поэтизировать и увековечить свой жизненный уклад (одна из подтем — это лавки, рынки, кладовые) и приблизиться к миру аристократии (поэтому бюргеров интересует тема охоты — традиционно дворянского увлечения).

Большие картины Снейдерса удивляют своей анатомической детальностью. Мясные и рыбные туши, звери, битая дичь. Изображая бытность средневековых лавок, художник с особым вниманием относится к привычным для эпохи и чуждым современному зрителю деталям.

Снейдерс не любил рисовать на своих полотнах людей, часто приглашал к работе других художников. Люди на его картинах смотрятся пришельцами из другого мира, а про их «внутренний мир» больше говорят разложенные на столах внутренности. Позднее из такого интереса к животному началу сформируется жанр «охотничьего натюрморта», его признанным мастером станет ученик Снейдерса — Ян Фейт.

В своих картинах художники Фландрии проявляют себя как мастера колористики, композиции и знатоки языка средневековой схоластики: свои работы они наделяют особым образным содержанием. Куратор выставки, Вадим Садков, рассказывает, что трактовке символов натюрморта предписана целая система:

— В эпоху маньеризма и барокко сложился тип такой эмблематической литературы, когда издавались книги с гравированными таблицами, так называемыми эмблематами. Различные предметы в них имели свою интерпретацию, причем интерпретация давалась на трех уровнях: доступный самому широкому кругу читателей — морально-назидательный соседствует с любовно-эротическим и философско-теологическим, который доступен только людям, окончившим университет. Причем один и тот же символ в этих контекстах мог иметь разные значения, зачастую — диаметрально противоположные.

Но творческое наследие фламандцев не исчерпывается картинами с трофеями: Снейдерса и его последователей ценят и за обращение к темам «застольных» натюрмортов. Иначе — «накрытых столов». Картины передают не только радость богатой жизни (если фрукты, то непременно красочные), но и заставляют задуматься о том, что жизнь, как и свежесть, — быстротечна. Главное для художников — это апофеоз живой природы, передать его позволяют и эксперименты с композицией, фактурой и темой.

О непременном увядании напоминают и реалистичные цветочные натюрморты. Основоположником «жанра» «цветов в вазе» считают Яна Брейгеля-Бархатного — именно он начал писать камерные, тщательно выписанные и притом изящные букеты, комбинируя бутоны, что зацветали в разное время года.

Ян Давидс де Хем и его последователи меняют стилистику тем — начинают создавать натюрморты с бытовыми предметами. Отдельно развивается жанр роскошного натюрморта, на котором помпезность композиции соединяется с живописным мастерством. Из изображений земной жизни все чаще кристаллизуется тема «суеты сует» — художники говорят о вечном и через предметы, знакомые зрителям, осмысляют неизбежность смерти. Venitas («ученый натюрморт») стал одним из популярных жанров в европейской культуре. Фламандцы послужили для эпохи барокко источником творческих идей — фламандские натюрморты повлияли в том числе и на Караваджо.

Директор ГМИИ им. Пушкина Елизавета Лихачева считает, что нынешний год стал для Пушкинского годом «натюрмортов и архитектуры», сотрудничества с коллегами из регионов: в своей новой выставке Пушкинский собрал работы из Эрмитажа, а также музеев Саратова, Серпухова, Тюмени, Казани, Ульяновска.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...