Срочные новости раздела
В Вахтанговском представили молодежную версию знаменитой пьесы Вампилова

В Вахтанговском представили молодежную версию знаменитой пьесы Вампилова

В «Утиной охоте»-2024 как будто бы всё поперек ее кино- и театральных предшественниц, которые приучили зрителя к прочтению бытовому, социальному и, как следствие, — мрачноватому, отчасти депрессивному. В пьесе 30-летнего драматурга Вампилова все искали «лишнего человека» советской действительности, который в эту самую действительность не вписывался.

Режиссер Аскар Галимов — поколения конца 90-х, советской действительности не знавший в ее позитиве и негативе, представил в Вахтанговском совсем другую версию. Он даже пошел поперек автора, изменив физические характеристики героев. Так, инженер Зилов — у Вампилова высокий, крепкий, уверенный в себе парень, — теперь внешним обликом, внутренней энергией, голосом скорее напоминает Высоцкого. Вот только что не поет. Супруга его Галина, учительница, совсем не строга. То же можно сказать и о других персонажах.

Да и начало спектакля у Галимова далеко не вампиловское — обошлось без похоронного венка, который появляется у двери квартиры Зилова — его в шутку прислали друзья главного героя. На Симоновской сцене, кроме стен кирпичной кладки, вообще никаких декораций — лишь небольшой фрагмент свода, какой можно видеть в храме, начнет работать не сразу. Как и высокое окно наверху, как будто второго этажа, как будто прошлой жизни. Но все еще будет, будет…

Пока же в небольшое пространство врывается жизнь и люди из далеких 70-х. Так их одела художница Екатерина Горшкова — просто, но мило, по моде эпохи дефицита. Зилов с женой в ожидании гостей: Галина пол моет руками, разговаривая с мужем, и из их разговора (это если не знать содержания пьесы) можно только догадываться, что что-то в этом доме не так. Квартиру получили, гостей ждут, полы намывают, а радость какая-то нечистая, не от души. Придут гости, молодые, шумные, веселые, не знающие достатка, не догадывающиеся, что кое-кто из них доживет до светлой эры общества потребления. Впрочем, вампиловским героям это не грозит.

Как признавался перед премьерой режиссер, он ставил спектакль о своих родителях, размышлял об их отношениях, о своих непростых отношениях с отцом, о времени. Постановка читается и как поколенческая история, где никто не осуждается, не выносятся приговоры «отцам», а сами «дети» не мыслят примитивными схемами черно-белой гаммы в оценке прошлого, которого не знают. И в этом, пожалуй, одно из главных достоинств вахтанговской «Утиной охоты».

Трудно сказать, чем тут больше руководствовался режиссер — интуицией или фантазией, как главной составляющей своего таланта, но его «Утиную» можно свести к формуле «как хорошо мы плохо жили». Про плохую советскую жизнь расскажут потом, а сам процесс жизни, проживание ее, особенно когда ты молод, несмотря ни на что, радостный. Потому что всё впереди. Даже у молодых героев Вампилова.

А вот и они — не только Зилов, но и его окружение — друг детства Саяпин с волевой супругой, их начальник Кушак и любовница Зилова, впрочем, как и многих, Вера, для которой все мужчины — Алики. То ли алкоголики, то ли все на одно лицо. А также официант Дима из кафе «Незабудка», красавец Кузаков и новая любовь Зилова Иришка.

Совсем не на одно лицо, и это принципиально для режиссера: вокруг главного героя, в некоторых сценах как будто оставленного в тени, персонажи с тщательно прорисованными характерами. Разумеется, они «работают» на тему Зилова, но буквально каждый здесь — индивидуальность: нелепый толстяк Кушак, совсем не рассчитывавший стать героем адюльтера, он, как ему кажется, глубоко переживает, а со стороны — обхохочешься. Пожалуй, это лучшая работа артиста Косырева за последние годы. У Виталия Иванова друг детства главного героя Саяпин получился безобидным и милым лжецом, который всегда при всех пристроится, а наличие жены Лерочки (Дарья Щербакова) с командирскими замашками придает ему только уверенность в себе. Деловитый официант Дима из «Незабудки» (Данила Гнидо), всем своим видом транслирующий, что для лакеев хозяев нет. В то время как видимой недоступностью эффектная Вера (Анастасия Жданова) только прикрывает свою общедоступность. Коллективное обаяние «Утиной охоты» складывается из всех работ, даже небольших, как у Натальи Масич и Андрея Зарецкого (родители Зилова) — в их игре важна интонация. Торжество обаяния и в общем танце под твистовый мотивчик (хореограф Полина Майорова) на новоселье у Зилова.

Галимов создает на площадке театральную атмосферу, и театральность, как выясняется, нисколько не противоречит Вампилову. Более того, она очень идет его тексту. И играют (а заняты в основном актеры молодого поколения) по-вахтанговски ярко, что совсем не отменяет глубины постановки и погружения в полную драматизма историю.

В чем же сегодня тема Зилова? Шаг за шагом режиссер приводит своего героя к… любви. Точнее, пониманию потери любви, которой он однажды пренебрег у храма, не оценил и потерял себя, не сразу осознав этой потери. Поиск себя в себе, а не где-то на стороне, не в мире, на который легко списать свою прокаканную жизнь. И вот в момент осознания героем точки невозврата на своде проступают лики — стертые временем, едва различимые. И иначе читается окно наверху, где в белом возникают фигуры родителей героя — то ли сон, то ли явь.

Фантазия режиссера, неожиданные детали вдруг уводят действие от советской, да и какой-либо конкретной реальности, придавая ей метафоричный характер. Официант Дима, нацепивший мохнатую кошачью маску, совсем не удивляет перевоплощением в домашнего или дикого кота — просто сказочный элемент. И такая наивная сказочность добавляет света жизни вообще и жизни героя Вампилова. Его чуть отстраненно, но филигранно играет Севриновский. И совершенно неожиданно раскрывается Полина Чернышова (Галина), которая открытостью своей, легкостью, что поначалу кажется легкомыслием, отчаянно хочет удержать любимого. А как удержать, если тот, добровольно потеряв опору, едва держится на плаву. Охота — на женщин ли, на дикую птицу — для него навязчивая идея, фантом. Но свет в конце тоннеля есть, есть.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...