Срочные новости раздела
300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

300-й спектакль «Матренин двор» показали в Вахтанговском

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр Михайлов) и глядя в глаза зрителям первых рядов начинает свой рассказ о том, как вернулся из тюрьмы, как приехал в деревушку, где разместился у Матрены (Елена Михайлова), «одинокой женщины лет шестидесяти». Дальше — история, знакомая нам со школьной скамьи. Но раз это был трехсотый по счету спектакль, раз постановка живет уже 16 лет и все еще пользуется зрительской любовью, есть в ней что-то особенное! 

Не каждый спектакль доживает до сотого показа, — говорит директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, — Это магическая цифра! Когда мы выходим на сто и дальше, то  значит супер успешная история. А мы пришли к цифре 300! Это рекорд, достойный самых высоких театральных результатов!

А все начиналось чуть ли не с разговоров на кухне. Идея постановки пришла самим исполнителям ролей, супругам Александру и Елене Михайловым, а если быть точнее, то Александру, исполнителю роли Игнатича. Еще в 2004 году он усадил супругу на кухне, вставил в приемник кассетку с аудиозаписью, на которой рассказ «Матренин двор» читает автор. Оба слушали, замерев: «Чувствую, что это можно поставит на двоих, будет твой бенефис», — сказал Александр супруге. Но от замысла до постановки нужно было пройти непростой путь. Идею одобрил режиссёр Владимир Иванов: «Это ваша тема! Будем делать!». И действительно, сделал, ему же принадлежит сценическая версия рассказа. Правда, на юбилейном показе спектакля присутствовать не смог — приболел. 

Предстояла непростая работа над спектаклем. Текст сильно повествовательный и сделать из него то, чего требует сцена — задачка не из простых. Об адаптации рассказа для сцены рассказала Наталия Солженицына: 

Владимир Иванов сумел раскадрировать на два голоса прозаический текст, в котором вообще почти нет диалогов и прямой речи.  Это крайне редкая удача! Из всех постановок по Солженицыну «Матренин двор» в Вахтанговском выделяется. 

Постановку делали в качестве подарка к 90-летнему юбилею самого Солженицына, но в то время писатель тяжело болел и не мог ни помочь в процессе постановки (к тому же много сил ушло на работу над сериалом «В круге первом»), на премьере тоже присутствовать не смог. Наталия Дмитриевна распорядилась, чтобы операторы записали постановку.: Солженицын видел спектакль в записи и лично одобрил работу вахтанговцев.

Но вернемся в «избу Матрены». Помимо достоинств, связанных с талантливой работой режиссера и актеров, стоит обратить внимание на то, как художник спектакля Максим Обрезков распорядился небольшим сценическим пространством и какую трансформацию декорации придумал. Текст Солженицына хорошо знаком, а потому складывается уверенность, что все и закончится в стенах Матрениной избы. Но даже те, кто знают, что горницу Матрене придется отвезти воспитаннице, не подозревают, что произойдет на сцене. Горница, вокруг которой происходит довольно много суеты и по сюжету рассказа, и в сценическом воплощении, легко превращается в погост, где обрела покой Матрена Васильевна. 

Не все зрители аплодировали в зале, но не потому что не хотели поблагодарить артистов, а потому, что доставали из сумок носовые платки и утирали слёзы. Поменяла что-то внутри каждого Матрена Васильевна. Вот пример - и героини, и самого автора, как в любых обстоятельствах оставаться человеком. «Праведники, без которых не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша…»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...