Срочные новости раздела
Зрители перешли с израильским режиссером на «ты», как только разговор коснулся неизвестных отцов

Зрители перешли с израильским режиссером на «ты», как только разговор коснулся неизвестных отцов

Участвующую в международном конкурсе «Текстуру лжи» снял выпускник Школы кино и телевидения им. Стива Тиша Тель-Авивского университета Ефим Грабой. Его дебютный полнометражный фильм «Война Раи Синициной» вышел в 2020 году и получил множество наград. С 14 лет Ефим начал снимать,  как только родители подарили ему кинокамеру. С тех пор он ведет летопись своей семьи, начиная с опыта репатриации и переезда в 1990-е из Казани в Израиль. Съемки стали для него способом исследования непростых отношений родителей. 

Став взрослым, Ефим узнал, что у него есть внебрачная сестра, о которой в семье никогда не говорили. Втайне от родителей он находит ее.  В детстве они даже оказались в одной лодке, не подозревая, что являются кровными родственниками, и это предательство отца им сложно понять и принять. 

Ефим не раз говорил в своих интервью, что камера у него художественная, а мир, который она фиксирует, документальный. В «Текстуре лжи» использованы кадры из его подросткового детства,  когда он был искренним и в то же время злым мальчиком. Приемы настолько разные и спонтанные, но в этом и притягательность картины. К финалу лицо отца начинает молодеть и  на нас смотрит уже не он, а сам Ефим. Одно лицо сменяется другим, и мы видим, насколько они похожи, и не только внешне. Ефим скажет, что получился не фильм, а путь, и у него нет жанра. Я понял, что только если полюблю себя и всех своих героев, то тогда что-то получится». 

Отцу было пятьдесят, когда родился Ефим, и многие думали, что это его дед. «Родители говорили, что дотянут только до 20 моих лет, и я готовился к уходу отца», - признался режиссер. Наверное, именно этим объясняется то, что он так часто снимает пожилых людей, которым за 90. Он побывал в сербском доме престарелых и сделал о нем кино. В период  пандемии Ефим стал волонтером и оказывал помощь старикам.

Камера дала ему возможность поговорить с отцом. Без нее откровенный разговор бы не состоялся. Камера позволила всей семье задать вопросы, на которые давно требовались ответы. Отец умер в 83 года вскоре после первой и последней встречи со своей внебрачной дочерью с необычным именем Алеся.  «Когда в 2018 году она появилась, я понял, что будет фильм, - говорит Ефим. - Она согласилась сниматься». Единственное, о чем Алеся попросила отца, приехав в Израиль, - так это  извиниться перед женой. Ее мать давно умерла, а он никогда не появился в жизни оставшейся сиротой девочки. 

Старший Грабой выполнил просьбу дочери после окончания съемок. Так что важное для всех событие осталось за кадром. Жена, которой он когда-то изменил,  его  не простила до сих пор, сославшись на то, что  он был недостаточно искренним.  Но важно то, что человек, прежде  ни у кого не просивший прощения, сумел это сделать. 

Последние слова, которые прозвучат с экрана вслед ушедшему из жизни отцу и любимой девушке, с которой пришлось расстаться, это: «Прости. Спасибо. И прощай». 

Фильм был смонтирован через полгода после смерти отца. В самом начале мы видим, как его провожают в последний путь. Ефима не покидает ощущение, что  отец  рядом, а фильм помог ему пережить его потерю. 

На показ случайно пришла девушка, не зная, что за фильм ей предстоит увидеть. Оказалось, что ей, как и Ефиму, 30 лет и через неделю ей предстоит встреча с отцом, которого она никогда не видела. «Я чувствую себя деревом без корней. У меня есть братья и сестры, и я не знаю их имен. Я готовлюсь к этой встрече. Мне очень страшно. У меня к тебе вопрос, - тут она перешла с режиссером на «ты». - Можно на «ты»? Как пережить встречу с отцом?» Совет был такой: «Самое главное – доверять себе и  не поддаваться злости и страху быть отверженной.  Если бы я слушал голоса, что не стоит этого делать, а моя старшая сестра пыталась меня отговорить от знакомства с Алесей, то не было бы  шанса что-то изменить. Физическая встреча не имеет большого значения. Основная работа будет после. У Алеси был единственный шанс, и она провела семь дней с нашим отцом. После этого папа умер». 

Со зрителями Ефим Грабой разговаривал с экрана, находясь в автомобиле. Он очень волновался, не сдерживал слез. Машина стала для него укрытием от внешнего  мира. Не стоит думать, что его фильм и все, что происходило после его просмотра, - какая-то слезоточивая история. Все честно, жестко, но человечно. 

 «Последний материк», участвующий в национальном конкурсе,  тоже стал поводом для разговора об отцовстве,  мужской самоидентификации, умении взять на себя чужую нагрузку, почувствовать себя в роли матери. 

Это тоже бесстрашная и откровенная картина, снятая Григорием Ярошенко, который стал и ее главным героем, и  режиссером.  Он, выпускник ВГИКа, телеоператор, фотограф, был  официальным фотографом церемоний открытия и закрытия зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи. Не раз он  ездил в Антарктиду, взял туда своего старшего сына Виктора в качестве  оператора и  хотел снять научно-популярный фильм про полярников. С этим и пришел на студию. 

В итоге получилась семейная драма. У Григория двое взрослых сыновей от первого брака и двое маленьких от второго. Единственная  дочь Татьяна, сама уже ставшая мамой,  рано ушла из жизни. Что произошло, мы не знаем. Семья пожелала сохранить это в тайне, но фильм  посвящен именно ей. 

У картины есть и еще один режиссер - Василиса Юренкова, не так давно окончившая  мастерскую документалиста  Дарьи Хреновой и  успевшая снять и спродюсировать  несколько  фильмов.  Она и представляла картину, поскольку Григорий Ярошенко живет теперь в Дубае, о чем и рассказано в «Последнем материке». Сначала туда  стремительно уехала жена Ирина, забрав маленьких сыновей. Она  давно мечтала переехать в другую страну.  Наверное, слишком устала жить как на вулкане с мужем, от вечных его нотаций и отсутствия. Григорию пришлось отправиться за ними вслед, и их роли с женой поменялись. Она работает в ветеринарной клинике,  зарабатывая на жилье и еду.  А он воспитывает детей и готовит пельмени, встречает жену после работы. Расстановка сил поменялась радикально, и с этим приходится смириться и многое переосмыслить.  

Себя Ярошенко назвал экстравагантным отцом. «Я слишком долго был в Антарктиде» - это, конечно, метафора, хотя он действительно не раз уезжал. Только потери часто заставляют человека задуматься о своем пути и тех, кто с ним рядом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...