Выставка «Меньшов/Москва 85/45» посвящена истории самого известного фильма Владимира Валентиновича, оскароносной картины «Москва слезам не верит». В Подземном музее парка «Зарядье» разместили экспонаты из семейного архива режиссера. Вера Алентова, жена Владимира Валентиновича, прибыла на открытие в сопровождении дочери Юлии и ее мужа Игоря Гордина. Торжественное событие не могли пропустить и внуки — Таисия и Андрей вместе с супругой Марией.
Вера Алентова и Юлия Меньшова прошлись по экспозиции в окружении журналистов. Внучка легендарного режиссера обратила внимание на оцифрованные архивы, а жена и дочка сосредоточенно всматривались в воссозданные на «Мосфильме» декорации и костюмы. Вера Валентиновна оценивала реквизит («Платья не помню, плед, конечно, не тот, но будильник тот самый»). Не обошли стороной и оригинальные фрагменты сценария к фильму «Москва слезам не верит». Экспонат — оригинал из семейного архива, все правки Владимир Валентинович вносил сам.
Самые близкие для Меньшова люди подчеркивали: открытие выставки в честь него — это большая радость и счастье.
— Человек жив, пока о нем помнят, — заметила Вера Алентова. В этот вечер она была немногословна, но безукоризненно точна. С безграничной любовью отвечала на вопросы о муже и его главном фильме, вспоминала слова коллег по съемочной площадке:
— Однажды сказала Раечка Рязанова: «Очень хорошо, что это фильм про нас». Когда он попал в зарубежные страны, зрители там говорили: «Мы впервые увидели, как вы живете, и познакомились с вами». До этого много лет они думали, что, мол, у нас в шкурах ходят. А в итоге иностранцы тоже говорили: «Этот фильм про нас, мы такие же».
К разговору о секрете успеха картины присоединилась и Юлия Меньшова:
— Когда-то папа сказал, что он мечтал снять кино, которое хотел бы посмотреть сам. Когда произведение искусства — а спустя 45 лет мы можем сказать, что это произведение искусства, — наполнено такой искренностью, рождается мощная энергия, которая способна пробивать сердца. Мне кажется, что здесь заложены идеология советского человека и идеология того, кем был папа. Он очень хотел верить в справедливость, которая бывает в жизни: если человек чего-то хочет добиться, он добивается и бывает за это вознагражден.
Вера Валентиновна заключила: «В одном из интервью он сказал: «Катя Тихомирова — это я».
О том, что значил в восьмидесятые успех фильма «Москва слезам не верит», впервые заговорила дочь — Юлия Меньшова:
— Пытаться измерить успех этого фильма современными мерками абсолютно нереалистично. Когда мне пытаются приписать детство с золотой ложкой во рту, опираясь только на то, что фильм имел такой успех, — это попытка провести параллели между сегодняшним днем и тогдашним. На самом деле никакого ажиотажа, никакой истерики по поводу успеха фильма не было, родители продолжали ездить на метро, я ходила в обычную школу. Да, родители моих одноклассников, возможно, говорили, что «с нами учится дочка Меньшова». Но никакого института звезд не было, была обычная жизнь.
Идея отметить юбилей отца выставкой в сердце той самой Москвы, что никогда не плачет, показалась семье режиссера необычной. В музее «Зарядья» сохранилась даже кладка первой китайгородской стены, а теперь среди этой кладки разместили оригинальные постановочные проекты из архивов «Мосфильма». Рабочее название декораций — «квартира профессора павильон» и «дача 1958». Об эскизах для экранных образов рассказала создательница — Жанна Мелконян. Художница по костюмам по секрету сообщила, что одно из платьев повторила в фильме «Служебный роман».
Но самые важные экспонаты — пригласительный на первую премьеру, плакаты и афиши на разных языках, первые пробы возрастного грима Катерины, — конечно же, хранились в семейном архиве. Вокруг фильма «Москва слезам не верит» давно собираются легенды. Тщательно подготовленная экспозиция помогает проверить и расширить «советскую» мифологию. На роль Кати Тихомировой Владимир Меньшов приглашал Маргариту Терехову — и это известно. Но в пробах также участвовали Валентина Теличкина и Наталья Сайко. Роль бойкой Людмилы могла исполнить легенда Театра на Таганке — Татьяна Сидоренко. А образ Антонины примеряли на себя Людмила Ларионова и Наталья Андрейченко.
Создатели выставки очень хотели рассказать историю фильма, снятого 45 лет назад, изнутри и поведать о режиссерском замысле словами Владимира Меньшова: поэтому на выставке можно ознакомиться с фрагментами его воспоминаний и даже посмотреть официальные документы. Из них узнаем, что легендарный фильм разрешили к прокату не сразу. Предложили «пересмотреть сцены у Театра киноактера», в которых появлялись поэты-шестидесятники и Иннокентий Смоктуновский. Попросили «сократить сцену интервью Катерины» — ту самую, где героиня жалуется на маленькие зарплаты.
Картина вышла на рубеже 1979-го и 1980-го и стала самой кассовой в советском прокате. За год ее посмотрели почти 85 миллионов зрителей — примерно треть населения всего СССР. В 1981 году «Москве...» дали «Оскар» — но она, как говорится в известном анекдоте, «не поверила». Заветную статуэтку за Владимира Валентиновича получал культурный атташе СССР в США. В девяностых награда вернулась к Меньшову — и с тех пор не покидала его родной дом.
Смотрите фотогалерею по теме