Срочные новости раздела
Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Ольга Свиблова, директор МАММ, открывая выставку, сразу сказала, что Павел Пепперштейн — это «один из наших лидеров, классик российского и мирового современного искусства». Справедливо, ведь его работы находятся в собрании российских и зарубежных музеев, среди которых, например, Центр Жоржа Помпиду во Франции. В МАММ представили его иллюстрации к двум книгам Льюиса Кэрролла, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

В двух залах выставки отразили сразу несколько важных тем. Во-первых, иллюстрации к сказкам. Во-вторых, игру с масштабами, с размерами (помните, как в сказке Алисе стоило только выпить эликсир, как тут же она уменьшалась или увеличивалась?). И наконец, мостики из прошлого в настоящее. Но обо всем по порядку.

Самое интересное — это целый фонтан параллелей. Павел Пепперштейн из творческой семьи: мама — книжный иллюстратор и писательница Ирина Пивоварова, а отец — классик искусства, один из команды художников — основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров. Здесь перед нами генетический «плод»: иллюстрации к детской книге с элементами из московского концептуализма (и не только!). Да и само обращение к сказке — это всегда путешествие в детство.

— Тема детства — прекрасная, — объясняет Свиблова, — как психолог могу научно сказать, что механизмы творчества одинаковы — своим генезисом они идут от игры. Играют дети и даже маленькие животные — все. Почему? Потому что игра — гибкое и фантазийное взаимодействие.

Московские концептуалисты тоже обращались к детской книжной иллюстрации, что было их своеобразной творческой лабораторией, в которой они искали свой собственный художественный язык. Сам Пепперштейн с 13 лет публиковался как иллюстратор и, даже будучи юнцом, уже получал авторские гонорары за это. Так что обращение к иллюстрации для него не в новинку.

Хотя псевдоним Пепперштейн произошел от фамилии героя «Волшебной горы» Томаса Манна — Питера Пеперкорна, а не от слова pepper («перец» с английского. — М.Ч.), нельзя не заметить, что свою Алису Пепперштейн все же представил с перчинкой. Два зала: первый — супрематическая «Алиса в Стране чудес». Второй — акварельная «Алиса в Зазеркалье». Иллюстрации отличаются по стилю и манере воплощения. В первом зале особенно ярко ощущается связь с «отцом супрематизма» Казимиром Малевичем. Но с пепперштейновскими нюансами. Например, у Павла есть работы с элементами комиксов: на некоторых работах видны «облачка мыслей», характерные для комиксов, которые сообщают нам о думах персонажей. Фраза Королевы «Голову с плеч!» читается легко без слов — в облачке изображен топор.

В глаза непременно бросается мурал, созданный художником специально для выставки в МАММ, который выделяется прежде всего своим масштабом — вот она, игра размерами. На нем во всю стену изображены Алиса и Шалтай-Болтай. Подавляющее большинство работ в залах значительно отличаются по размеру от мурала. Кстати, интересно, как сохранят сюжет мурала, будет ли изображение перенесено на полотно? Или исчезнет вместе с выставкой, оставшись в истории лишь на фотографиях?

Еще один забавный мостик в сегодняшний день — это звуковое сопровождение выставки. В залах установлены одноименные главной героине сказки умные колонки, которые читают сказки Кэрролла.

Вторая выставка посвящена работам молодого художника Евгения Музалевского. Хотя это скорее душа, вывернутая наизнанку, а не выставка. Множество портретов души и мысли, которые сошли на стены галереи из личных записок о жизни. Очень личные дневниковые, которые художник сделал с помощью более привычных для себя средств — изобразительных. Кажется, что это история об эгоцентризме. Но здесь это скорее про искренность и открытость человека миру. Жизнь, выраженная с помощью искусства, и искусство, рассказывающее о жизни.

Здесь гиды подробно рассказывают биографию художника, хотя она довольно легко считывается в его работах. Первый зал рассказывает о матери художника и об их тесной связи. Здесь помимо художественных работ скриншоты видеоразговоров художника с мамой — она отбывала срок в колонии общего режима, — пазл из истории семьи Музалевского. Евгений создал рисунки, а его мать, находясь в тюрьме, повторила работы сына, используя нити, канву и иглу, — сделала их вышитую версию. Кстати, у этой сказки конец добрый: на открытие выставки Евгений приехал с мамой.

Во втором зале почти все работы черно-белые. Здесь рассказывают другую историю — это попытка сконструировать настоящее, которая, очевидно, давалась с трудом. Если присмотреться, то можно увидеть, что картины составлены из двух холстов, но на швах между ними нарушена склейка — символ потери равновесия. Да и время, когда создавались эти работы, было непростое — постковидное. Но это не серия, как может показаться, — здесь каждая работа самостоятельна. Ведь если мы ведем дневник, объединяя записи в своеобразный цикл рассказов о нашей жизни, то все же стараемся обособить каждый день, не так ли?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...