Срочные новости раздела
Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Между прошлым и настоящим: в МАММ открыли сразу две выставки

Ольга Свиблова, директор МАММ, открывая выставку, сразу сказала, что Павел Пепперштейн — это «один из наших лидеров, классик российского и мирового современного искусства». Справедливо, ведь его работы находятся в собрании российских и зарубежных музеев, среди которых, например, Центр Жоржа Помпиду во Франции. В МАММ представили его иллюстрации к двум книгам Льюиса Кэрролла, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».

В двух залах выставки отразили сразу несколько важных тем. Во-первых, иллюстрации к сказкам. Во-вторых, игру с масштабами, с размерами (помните, как в сказке Алисе стоило только выпить эликсир, как тут же она уменьшалась или увеличивалась?). И наконец, мостики из прошлого в настоящее. Но обо всем по порядку.

Самое интересное — это целый фонтан параллелей. Павел Пепперштейн из творческой семьи: мама — книжный иллюстратор и писательница Ирина Пивоварова, а отец — классик искусства, один из команды художников — основоположников московского концептуализма Виктор Пивоваров. Здесь перед нами генетический «плод»: иллюстрации к детской книге с элементами из московского концептуализма (и не только!). Да и само обращение к сказке — это всегда путешествие в детство.

— Тема детства — прекрасная, — объясняет Свиблова, — как психолог могу научно сказать, что механизмы творчества одинаковы — своим генезисом они идут от игры. Играют дети и даже маленькие животные — все. Почему? Потому что игра — гибкое и фантазийное взаимодействие.

Московские концептуалисты тоже обращались к детской книжной иллюстрации, что было их своеобразной творческой лабораторией, в которой они искали свой собственный художественный язык. Сам Пепперштейн с 13 лет публиковался как иллюстратор и, даже будучи юнцом, уже получал авторские гонорары за это. Так что обращение к иллюстрации для него не в новинку.

Хотя псевдоним Пепперштейн произошел от фамилии героя «Волшебной горы» Томаса Манна — Питера Пеперкорна, а не от слова pepper («перец» с английского. — М.Ч.), нельзя не заметить, что свою Алису Пепперштейн все же представил с перчинкой. Два зала: первый — супрематическая «Алиса в Стране чудес». Второй — акварельная «Алиса в Зазеркалье». Иллюстрации отличаются по стилю и манере воплощения. В первом зале особенно ярко ощущается связь с «отцом супрематизма» Казимиром Малевичем. Но с пепперштейновскими нюансами. Например, у Павла есть работы с элементами комиксов: на некоторых работах видны «облачка мыслей», характерные для комиксов, которые сообщают нам о думах персонажей. Фраза Королевы «Голову с плеч!» читается легко без слов — в облачке изображен топор.

В глаза непременно бросается мурал, созданный художником специально для выставки в МАММ, который выделяется прежде всего своим масштабом — вот она, игра размерами. На нем во всю стену изображены Алиса и Шалтай-Болтай. Подавляющее большинство работ в залах значительно отличаются по размеру от мурала. Кстати, интересно, как сохранят сюжет мурала, будет ли изображение перенесено на полотно? Или исчезнет вместе с выставкой, оставшись в истории лишь на фотографиях?

Еще один забавный мостик в сегодняшний день — это звуковое сопровождение выставки. В залах установлены одноименные главной героине сказки умные колонки, которые читают сказки Кэрролла.

Вторая выставка посвящена работам молодого художника Евгения Музалевского. Хотя это скорее душа, вывернутая наизнанку, а не выставка. Множество портретов души и мысли, которые сошли на стены галереи из личных записок о жизни. Очень личные дневниковые, которые художник сделал с помощью более привычных для себя средств — изобразительных. Кажется, что это история об эгоцентризме. Но здесь это скорее про искренность и открытость человека миру. Жизнь, выраженная с помощью искусства, и искусство, рассказывающее о жизни.

Здесь гиды подробно рассказывают биографию художника, хотя она довольно легко считывается в его работах. Первый зал рассказывает о матери художника и об их тесной связи. Здесь помимо художественных работ скриншоты видеоразговоров художника с мамой — она отбывала срок в колонии общего режима, — пазл из истории семьи Музалевского. Евгений создал рисунки, а его мать, находясь в тюрьме, повторила работы сына, используя нити, канву и иглу, — сделала их вышитую версию. Кстати, у этой сказки конец добрый: на открытие выставки Евгений приехал с мамой.

Во втором зале почти все работы черно-белые. Здесь рассказывают другую историю — это попытка сконструировать настоящее, которая, очевидно, давалась с трудом. Если присмотреться, то можно увидеть, что картины составлены из двух холстов, но на швах между ними нарушена склейка — символ потери равновесия. Да и время, когда создавались эти работы, было непростое — постковидное. Но это не серия, как может показаться, — здесь каждая работа самостоятельна. Ведь если мы ведем дневник, объединяя записи в своеобразный цикл рассказов о нашей жизни, то все же стараемся обособить каждый день, не так ли?

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...