Срочные новости раздела
Музыкальные грани: новый арт-рок альбом Леонида Федорова и Игоря Крутоголова

Музыкальные грани: новый арт-рок альбом Леонида Федорова и Игоря Крутоголова

Леонид Федоров из легендарного и культового «АукцЫона» и без того слывет свободным художником в мире свободных художников рока, но периодически усиливает свое авангардное арт-состояние парными ломаными танцами с Игорем Крутоголовым, основателем группы «Крузенштерн и Пароход». Началось их совместное творчество в 2013 году, с альбома «Быть везде» на стихи Дмитрия Озерского, диск был подписан «Федоров и Крузенштерн». С тех пор они регулярно раз в два-три года выпускают совместное многопесенное детище под более точным авторством «Федоров и Крутоголов». Музыканты действуют в жанре «экспериментальная музыка», в котором, судя по названию, можно если не все, то очень и очень многое. В итоге понимают эту музыку далеко не все, а очень немногие. Такое нужно учиться слушать, но зато и кайф от этого можно словить весьма неординарный.

На этот раз музыкальное полотно их художественного высказывания из 14 песен будто взорвано изнутри, разбито на куски и сшито толстыми белыми нитками, чтобы места стыковок были как можно заметнее. Будто бушлат, вывернутый наизнанку и торчащий во все стороны грубыми обрубками швов.

Стройности и ясности повествования ни стихотворного, ни музыкального здесь искать не стоит. Песни несутся как будто с поцарапанной пластинки, ставшей волнистой от времени и исказившей свое содержание наличием пыли, трещин и других спутников старости. Песни — будто усталый бегун, путающийся о свои собственные ноги, спотыкающийся, падающий, но поднимающийся и продолжающий бег, несмотря ни на что.

Весь смысл и форму своего очередного послания Федоров и Крутоголов показывают в первых же двух треках. Они не исполняют ничего совместно, выступление происходит по очереди. Нечетные треки, начиная с первого, написал и исполняет Федоров, четные, соответственно, авторства Крутоголова. Музыканты положили на музыку тексты поэта Александра Дельфинова. Никак не связанные между собой, эти стихи в результате почти шаманского действа старых рокеров срослись в жутковатого голема и зажили своей мрачной арт-роковой жизнью.

Федоровские творения выделяются более классической формой — тела его песен скроены по рок-н-ролльным музыкальным лекалам и местами даже милосердно украшены ласковыми гитарными проигрышами. Песни исполняются в традиционном федоровском стиле — наматывание тоскливых стихов бесконечной протяженности на ухо искушенного слушателя, что, несомненно, помогает поклонникам собственно «АукцЫона» слушать пластинку.

Игорь Крутоголов же больше про абсурдистскую музыку на абсурдистские же тексты, которые он то подвывает, то зачитывает почти речитативом. В исполнении артиста поэзия звучит так, будто существует в самых низах культуры и скребет по дну пустой кастрюли современного стихосложения. Например, в треке «Восстановиться» про некий «федеральный центр разбитых сердец» не просто так упоминается известный мастер музыкального перформанса Псой Короленко. Начиная с этого трека и далее все звучит как перформанс. Кажущийся саркастическим текст на самом деле отдает трагизмом — «Есть возможность восстановиться от перелома судьбы…»

На заглавную песню «Леопард» Леонид Федоров сделал такой же экспериментальный, как и альбом, клип. Нарядившись в леопардовую шубу, он прогулялся по городу, а потом они с супругой и двумя другими дамами, тоже одетыми в леопардовые наряды, снялись, сидя за столом. Синхрон для клипа Федоров спел, сидя на балконе все в той же шубе. Потом это все авангардно смонтировали в забавное видео, которое могло быть даже передовым лет тридцать назад. Видимо, свободным художникам чужды размышления о качестве съемок, техническом прогрессе и новых видах монтажа. Раньше это называлось: «А я так вижу»…

Третьим треком «Больше не больно а» (есть еще «Больше не больно б») Федоров усиливает мрачное настроение тревожными скрипками. Темными тонами в тексте живописует о тяжелых состояниях, совсем как в религиозном аду, где много мрака, много пустоты, при этом много огня, но «больше не больно». Музыка, напротив, такая, как будто очень больно: нервная, надрывная и наполненная безысходностью.

Четвертый трек «Красный воробей», которого просят улететь, продолжает нагнетание мрачных мыслей («Столько мыслей, все об одном — красный воробей за окном»), накручивая ожидание чего-то неминуемого, страшного и драматического. Роковое предчувствие беды передается в музыке и продолжается в следующих треках, пока не срывается на громкое: «Тра-та-та-та!» — это выстреливает музыкальный автомат в восьмом треке «Симптом».

В связи с чем трек «Еле-еле» выглядит вполне логичным со своими околосмертными картинами: «Еле-еле живой я лежал на спине, словно в жесткой постели». Исполнение Федорова погружает в атмосферу холодной ночи в лесу с сырым туманом и неожиданным звуковым наполнением: «Там слепой птицелов за глухою совой шел кривою тропой». Мистическое и жуткое состояние между жизнью и смертью усиливается с помощью звука потерянной радиоволны. Слушатель будто крутит ручку приемника, постоянно скачет с волны на волну, натыкается на неожиданные вещи и возвращается назад. Эта трескучая радиоволна объединяет общие пластинки Федорова и Крутоголова начиная с альбома «Блейк» 2019 г. и продолжаясь на диске «Ашеры» 2023 года.

Песни «Вдоль реки», «В ночном лесу», «Мост» сливаются в общий поток жуткой тоски, где «ведет меня тропа к владениям гробницы, и земляная мать уже следит за мной». Все пропитано чувством одиночества и потерянности где-то в холоде и мраке — слепота во тьме, сырой мох, влажная холодная земля, «во мгле кричит сова и колобродят лисы», а мост оказывается «мостом в никуда».

Эффект вязкости, застревания вне времени и пространства, невозможности продвинуться вперед поддерживают и постоянно повторяющиеся темы песен, тот же «Красный воробей» в начале и «Алый человек» в финале, а песня «Больше не больно» с литерами «а» и «б» повторяется дважды, будто пластинка идет по бесконечному кругу, из которого не выбраться.

В целом очевидно, что диск рассчитан на хорошо подготовленных отважных слушателей, которые не боятся сложной по построению музыки и не ленятся расшифровывать образный ряд, даже если в итоге поймут совсем не то, что автор имел в виду, если автор сам знает, что он, собственно, имел в виду. Совсем как в ранние 80-е ХХ века, когда в каждой песне андеграундного рока принято было выискивать что-то эдакое, иносказательное, что никак нельзя было сказать вслух и напрямую. История, стало быть, совершила пресловутый цикл, что только добавляет интереса к кажущейся спутанности музыки, слов и смыслов «Леопарда».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...