Срочные новости раздела
В Италии представляют русский и туркестанский авангард из Лувра в пустыне

В Италии представляют русский и туркестанский авангард из Лувра в пустыне

На выставке представлено около 150 работ конца XIX века и вплоть до 1945 года. Это живопись, рисунки, образцы сюзане, тюбетейки XIX века, национальная одежда, картины основателя Нукусского музея Игоря Савицкого, запечатлевшие дома Хивы и среднеазиатские пейзажи, архивные фотографии, сделанные во время его экспедиций. Есть даже топчан, правда, современный, на который можно присесть и посмотреть  фильм Валдиса Пельша с английским переводом. Почему не документальный фильм Али Хамраева о Савицком?

Савицкий приобретал в Москве работы гонимых художников, пополняя ими свой музей. Они соседствуют на выставке с картинами Александра Волкова, Николая Карахана, Надежды Кашиной, Елены Коровай, Михаила Курзина, Виктора Уфимцева, Урала Тансыкбаева, которые никогда еще за пределами Узбекистана  не выставлялись. 

Для европейской публики имя Игоря Савицкого – художника и выпускника института им. Сурикова, коллекционера от Бога, ученого и  археолога, основателя Нукусского музея  - абсолютно новое, но интерес к нему огромный.  Он родился в Киеве в 1915 году,  большую часть жизни прожил в Каракалпакстане,  а умер в Москве в 1984-м. За свою жизнь не побывал в главных столицах европейского искусства, но стал наиталантливейшим специалистом в своем деле. Зато в  1942-м впервые оказался  в Самарканде, куда эвакуировали Суриковский институт. И там    познакомился  с  Фальком и другими художниками, определившими во многом его творческий путь.  

Савицкого воспитывала французская гувернантка. А его деда Тимофея Флоринского - слависта и историка, члена Императорской Академии наук - расстреляли чекисты в 1919 году, после чего большую семья раскидало  по всему свету. Игорь с родителями оказался в Москве, где его дядя служил в Наркомате иностранных дел, пока  не арестовали  и не расстреляли в 1937 году. Все вехи биографии Савицкого и его семьи подробно изложены на выставочном стенде. 

Он покинул Москву, когда там стало невозможно заниматься любимым делом, и остался в Каракалпакской АССР. Надо отдать должное  местным руководителям, которые не мешали ему работать и даже дальновидно помогали. А поехал он туда сначала на  раскопки – там когда-то располагалось Хорезмское царство. 

Савицкий прожил одинокую взрослую жизнь, не имея семьи и детей, целиком посвятив себя музейному делу. Он ездил по аулам, собирая ценную утварь, старинную вышивку, одежду и украшения, закупал в Москве картины гонимых художников. Он часто ночевал  на раскладушке прямо в музее, которому после его смерти присвоили его имя. 

 Собирать авангард в те годы было отчаянной смелостью, если не сказать, что   безумием. Только одержимый человек мог так рисковать. За подобное коллекционирование  могли не только уволить, но наказать, хотя далеко бы не сослали. Куда уж дальше пустыни, жизнь в которой Савицкий предпочел московской. Пустыня его и спасла, как и скромный провинциальный музей, до которого у тех, кто вершил судьбы, руки не дошли. 

Кандинский, Фальк, Лентулов, Экстер, Родченко – теперь представлены на выставке в Венеции. Произведения русского авангарда соседствуют с дивными работами узбекских мастеров. Это «Караван» (1921),  где смешались верблюды, люди, уроженца Ферганы, получившего образование в Петербурге и вернувшегося в Ташкент Александра Волкова.  И «К поезду» Виктора Уфимцева (1929) -  необычного формата картина , словно бы скошенная, где изображена девушка в красном с большой бутылкой  кумыса  и без лица. Вместо него - гладкая поверхность, лишенная глаз, носа, губ. А рядом - «Казахская женщина» Уфимцева (1928) года в белом  и тоже с высокой бутылкой, но только стоящей у ее ног. 

Из Нукусского музея привезены «Семейный портрет» и «Темноволосая девушка» Алисы Порет, словно напоенные яркими красками, поражающие необычностью лиц и смешанными пропорциями фигур. На полотнах Николая Карахана - мощные фигуры строителей с красными, словно ошпаренными  торсами, в тюбетейках,  белых штанах, с  синими трубами на плечах.  

В Ташкенте смогли сохранить то, что подлежало уничтожению в Москве, когда велась борьба со всякими «измами». И теперь мы имеем великолепное собрание авангарда, в 2021 году направленное туда  по распоряжению Наркомпроса. 

Над проектом работали кураторы   Сильвия Бурини и Джузеппе Барбьери из Центра изучения русского искусства при Университете Ка’Фоскари и целый коллектив их  коллег из Узбекистана. Научным консультантом стала  чрезвычайно востребованная в арт-мире Зельфира Трегулова. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...