Срочные новости раздела
В Москве поэт и драматург из ДНР представил моноспектакль о метафизике Донбасса

В Москве поэт и драматург из ДНР представил моноспектакль о метафизике Донбасса

— Сергей Анатольевич, один из последних ваших проектов в ДНР — театральная студия с красивым, но лично мне непонятным названием, несколько молодых участников которой погибли на фронте. Расскажите об этих ребятах.

— Наша студия называется «ТРИАС» — с греческого «Троица». Античные театралы три начала видели в театре: небо, боги и человек.

Мы работали при Донецком городском молодежном центре.

Первый из погибших — Илья Уваров-Наровский, я с ним познакомился на «Кораблевнике» — это такой литературный клуб у нас.

Смотрю, какой-то парень задает умные вопросы. И взгляд как у Алеши Карамазова или Аркадия Долгорукова из романов Достоевского.

Я подхожу и говорю: «Когда ты в последний раз виделся с Родионом Романовичем?» — «Только что. Перед тем как сюда прийти».— «И что он тебе сказал?» — «Что Елизавету он не убивал. Руки мне показал, говорит: нет крови ее на моих руках…».

После этого разговора я пригласил его в театр.

Он поставил условие: если мне понравится репетиция — останусь.

— Илья был студентом?

— Магистрантом филологического факультета Донецкого госуниверситета. Он играл у меня главную роль в версии пьесы «Человек из Подольска», которую мы вместе придумали.

И как это ни странно, все, что мы придумали, почти соответствовало тому, как он вдруг погиб. Премьера была запланирована на 27 марта 2022 года — Всемирный день театра. В этот день он сложил голову под Харьковом, в селе Ольховка (в боях с боевиками «Кракена» — самого фанатичного подразделения «Азова»*(террористическая организация).

Второй студиец — Саша Мусенко, погиб под Нью-Йорком (украинское название поселка Новгородское близ Дзержинска. — И.В.).

Они оба ушли по призыву.

Наш спектакль, кстати, начинался со считалочки: «Ехала машина темным лесом/За каким-то интересом,/Инти-инти-интерес — /Выходи на букву «эс»… Один из артистов жмурился, все разбегались, а Илья, по сценарию, никак не мог спрятаться.

Так и знакомым, которые предлагали ему куда-то скрыться, он ответил: «Я прятаться не буду».

Два года Илья числился в списках пропавших без вести. У меня была надежда, что он жив, пусть попал в плен. Но нет.

— Вспомните его последние слова.

— Он произнес фразу, казалось бы, банальную: «Сергей Анатольевич, берегите себя». Это всё.

А матери, когда уходил на фронт, сказал такие слова: «Мама, спасибо тебе за всё».

А третья наша потеря — Сережа Твердохлеб, он проходил к нам всего два месяца.

— В вашем театре-студии все актеры принципиально были любителями?

— У нас есть и профессиональные актеры — из Макеевского театра юного зрителя, например. Всего примерно двадцать артистов.

— Перечислите главные постановки.

— «Театр Джона Леннона», «История доброго утра» по Мамлееву.

— Вашего «Леннона» я, кажется, видел…

— Сильно сокращенную версию. Во время премьеры главную артистку увезла «скорая», но никто и вида не подал — доиграли без некоторых сцен с ней и ее монологов.

— Основной площадкой «ТРИАСу» служил городской молодежный центр?

— В последнее время работали там.

— В декабре 2022 года Центр пережил сильный обстрел — погибли люди, в том числе 21-летняя девушка. После трагедии здание не использовалось по назначению?

— Сейчас вообще всё в городе закрыто — по крайней мере до этой осени учреждения культуры официально были закрыты. Если что-то где-то и проводилось, то без афиширования.

— Чем вы занимались, когда вынужденно искусство поставили на паузу?

— Творческий человек не может стоять на месте. Я делал переводы с итальянского, писал киносценарии.

С подачи Евгения Головина (поэт, эзотерик, мистик, 1938–2010. — И.В.) сделал по роману Эдгара По «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета», киносценарий «Воскресный приют» о путешествии на Южный полюс.

А «от отчаяния» начал делать моноспектакли: «Страсти по Байконуру», «Мистерии преображения», «Терриконы сердца». Последний представил в Доме Ростовых по приглашению Ассоциации союзов писателей и издателей России.

— Определите точнее жанр данного произведения.

— «Дорожная карта» путешествия по воспоминаниям, мифам, легендам, судьбам выдающихся людей, живших в Донбассе. Путь — остановка Прокофьев. Продолжение пути. Еще остановка — Менделеев. Ханжонков. Маяковский.

— Об «официальной» донецкой театральной жизни московский читатель узнает все больше — мы постоянно пишем о деятельности Союза театральных деятелей в ДНР, отдельных театров, режиссеров и актеров. Но если то, что вы делаете, назвать андерграундным театром, то как он возник и с чего и когда все начиналось для вас?

— В 1986 году я работал в Донецком госуниверситете, в студенческом клубе у нас был коллектив, куда входили в юности известные донецкие ученые-филологи: известный донецкий лингвист Вячеслав Теркулов сыграл у меня пять главных ролей.

— Что ставили тогда?

— В 1986-м у нас была премьера спектакля «Прикосновение» по «Солярису» Станислава Лема.

— Решили на фоне запрета на Тарковского «импортозаместить» его шедевр 1972 года? Вообще, удавалось ли ставить неподцензурные произведения, ведь цензура в СССР еще четыре года существовала?

— Самое удивительное, что, когда мне понадобился для одного мероприятия фрагмент «Соляриса», как раз тогда Тарковский не вернулся в СССР и его творчество запретили. И я поехал на дальний склад Госфильмофонда, находившийся возле Донецкого аэропорта.

На одной из полочек лежали пленки всех фильмов Тарковского, перечеркнутые красным крестом.

— Нужный фрагмент вам дали?

— Да. И даже разрешили поставить спектакль по «Гофманиане» Андрея Арсеньевича, напечатанной в журнале «Киноискусство».

Марина Арсеньевна Тарковская была в шоке: упоминание имени ее брата-«невозвращенца» в печати пресекалось, а здесь — спектакль.

— В Донецком аэропорту — уже новом, построенном к футбольному чемпионату Евро-2012, — работала ваша дочь.

— Она трудилась в службе досмотра. Когда украинская армия и ополченцы развернули бои за аэропорт, руководство уехало в Киев. А собаки остались.

Тогда моя дочь стала убеждать волонтерские организации спасти животных, которые неделю сидели в клетках без еды.

— Спасли?

— Какой-то самый отчаянный волонтер отважился, и они вывезли собак под градом пуль и снарядов.

— Сергей Анатольевич, сейчас принято считать, что при украинской независимости Донбасс испытывал мощное культурное украинское давление. Но, кажется, до зимы 2014 года регион жил своей жизнью.

— Помню свое детское удивление, когда мне впервые сказали, что Донбасс — это вообще Украина. Донецк и Украина не сводились в одну точку. И после 1991 года в Донецке ощутить все эти процессы было невозможно.

Если и были какие-то внедрения, то кратковременные и недолгие. На нашей почве украинское не приживалось.

Да, они делали спектакли на мове, но на них никто не ходил. Когда на сцене Донецкого драматического театра стала в детских постановках звучать украинская речь, зрители ездили в ТЮЗ Макеевки, лишь бы их дети смотрели сказки на русском.

— В 90-е в Донбассе наблюдалось «российское засилье»: «Московский комсомолец», «Труд», «Комсомолка» и «Литературка» в киосках, книги российских издательств (не русскоязычные, а физически отпечатанные в России) — на каждом углу, кассеты и диски на русском, фильмы с русским дубляжем, русская музыка в радиоэфире…

— Донецкий книжный рынок «Маяк» всегда был завален российскими книгами. Другие никто не покупал.

В киоске «Пресса» за редчайшим исключением все было по-русски (в том числе местная периодика. — И.В.).

— Из орбиты русской культуры Донецк, получается, никогда не выпадал?

— Именно так.

В мае 1991 года мы провели в Донецке Съезд русского верлибра. Зимой 2013 года — мини-фестиваль русской литературы Украины «Знаки отличия» — с участием шести журналов, выходивших на русском в Донецке, Киеве, Днепропетровске и Германии.

— А как донецкий край жил при СССР в духовном и материальном плане?

— Наш город никогда не был провинцией. Москва и Ленинград снабжались по первой категории, Донецк — по второй. Причем у нас был колоссальный спрос на литературу и культуру в целом.

— С 2014 года вы не покидали родных мест. Какие дни и месяцы вооруженного конфликта тогда еще на востоке Украины были для вас самыми страшными?

— Самые страшные дни — перед заключением второго «Минска» (11–12 февраля 2015 года. — И.В.). Накануне грохотало так, что я не помню ничего подобного. К тому же ВСУ использовали фосфорные бомбы. Мы видели в окно, как они вспыхивали и растекались в воздухе, словно сгущенное молоко.

— Сколько раз лично вы попадали под обстрел?

— У меня «вторых дней рождения» столько, что пальцев на руках не хватит сосчитать.

В самом начале событий 2014 года милиция (и другие силовые структуры) были еще украинскими, я тогда оказался неподалеку от Пожарки. Вдруг началась сильная стрельба и прозвучали взрывы — грохот был как на Курской дуге. Вокруг многоэтажки — их близость усиливала эхо.

Мне кричат: «Ложись!». А я стою и думаю: «Я же в своем родном городе, что здесь со мной может случиться?» И тогда с чердака крыши больницы начал работать пулемет. И по сравнению со взрывами его очередь звучала как флейта.

— С тех пор этот грохот не прекращался?

— Были кратковременные моменты тишины — перед Пасхой или Рождеством, когда договаривались (о перемирии). Но с 2014 года по сегодняшний день Донецк находится под постоянными обстрелами.

— Я знаю, что у вас есть личные причины, по которым вы не уехали из Донецка. Но если бы могли перебраться в «материковую» часть России, вы бы сделали это?

— Я не могу себя представить вне города. Не могу в голове сконструировать такой вариант. Это не потому, что я такой суперпатриот…

Кстати, а что такое патриотизм? В моем представлении — это бесконечное движение духа в формате звездного озарения, которое находится над тобой.

— Вы верите в связь земли и неба?

— Конечно. Знаете, почему Азовское море называлось Собачьим? Потому что если соединить карту звездного неба и карту Земли, то морда пса охотника Ориона попадает как раз на Азовское море.

А почему Крым называется Тавр, Таврида? Созвездие Быка прямо на Крым ложится! У наших предков голова постоянно была вверху — они наблюдали за звездными перемещениями.

— Считается, что Донбассу в современном понимании полтора века, ну максимум несколько столетий, если брать отсчет с первых сторожевых казацких постов.

— Киммерийцы первыми осваивали Северное Приазовье в 900–600 годы до Рождества Христова. Потом племена асов (полумифические покорители Скифии), сарматы и скифы.

В наших местах римляне выстроили лимес, вал со сторожевыми башнями, какие возводили на границах Римской империи, назовем его условно Мариупольским. Он проходил там, где находятся приморские села Сопино (Волновахский район ДНР) и Ляпино (Левобережный район Мариуполя). Длиной лимес был 42 километра, а по его стене могли проехать два всадника!

Так что под Мариуполем стоял римский регион — у них крепость была у Азова, и с ней случилась природная катастрофа. Место для строительства выбрали неудачное — вокруг лиманы, и крепость утонула.

У донецкого историка, профессора Александра Артуровича Дынгеса совместно с итальянцами был план откачать всю эту жижу и получить новый туристический объект.

Археологи успели отсканировать территорию; я видел эти сканы, по ним видно, что крепость в целости и сохранности.

— Откровения в духе, что пушкинское Лукоморье или битва на Калке, где русские дружины сражались с монгольскими ордами, — это часть большой донецкой истории, «неподготовленного» слушателя могут обескуражить…

— Мало того, по мнению ряда историков, легендарный половецкий город Шарукань тоже наш. Специалисты никак не могли решить, где же он на самом деле находился. А выяснилось, что постоянного места вообще не было, что это был «мобильный город» с тридцатиметровыми домами на колесах…

И по ночам они передвигались вдоль Северского Донца при свете факелов, образуя загадочный огненный карнавал.

— Поэт и сценарист Юрий Арабов печатал свои произведения в вашем альманахе «Четыре сантиметра Луны». Вы были близко знакомы?

— Больше скажу, мы в 2017 году договорились открыть в Донецке киношколу. В ответ на мое обращение Арабов заверил, что готов вести для нашей молодежи лекции и договорился с коллегами о том же. Планировалось преподавать сценарное искусство и режиссуру. А Юрий Николаевич стоял бы во главе.

— Была ли эта задумка реализована?

— Нет, и тому есть несколько причин. Первых договоренностей мы достигли в разгар экзаменов в московских вузах, так что решили, что учебный год начнется 1 сентября 2018 года. Но война помешала.

— Приезжал ли Арабов в Донецк?

— Нет. Но я к нему в Москву приезжал и даже был одним из немногих, кто побывал у него дома, — Арабов мало кого приглашал к себе.

В свое время я был директором подразделения Федерации киноклубов СССР в Донецке, так что мое начальство было в столице, Федерацией руководила Ирина Николаевна Гращенкова, с которой Арабов дружил.

— Как произведения Арабова попадали на страницы вашего альманаха?

— Он мне их сам давал.

— Речь о неопубликованных текстах?

— «Медея» («Фауст») — это вообще свежак был, мы ее первые напечатали. А «Silentium» по Тютчеву до меня опубликовал журнал «Киносценарии». Но Арабов сказал: «У тебя публика не специфическая, а просто читатели. Возьми, напечатай».

И ряд своих стихотворений давал, которые нигде до этого не выходили.

*террористическая организация, запрещенная в России

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...