Владимир Машков, художественный руководитель Театра Олега Табакова и «Современника», выходит к журналистам, несмотря на то что уже через три часа ему предстоит играть на сцене. Причина появления весьма уважительная: Театр Табакова открывает сезон, и свой самый известный спектакль «Матросская тишина» дают именно на той сцене, на которой пьеса Александра Галича должна быть поставлена изначально. В фойе «Современника» открывают выставку, посвященную истории самого значимого спектакля в репертуаре Театра Олега Табакова.
Владимир Машков рассказывает, почему считает возвращение пьесы «Матросская тишина» в «Современник» исторической справедливостью:
— Сегодня мы в стенах великого театра «Современник», который в этом году 1 октября открывает свой 69-й сезон. Мы в стенах этого здания, которое дало возможность нашим мастерам развиваться интенсивно и полно. И, конечно, один из создателей театра «Современник», Олег Павлович Табаков, организовал студию совсем рядом, на Чистых прудах, в подвале на улице Чаплыгина.
Мы открываем наш 39-й театральный сезон спектаклем «Матросская тишина». Вы знаете, в 1956 году, когда собралась студия молодых актеров, они играли на сцене Московского Художественного академического театра. Та труппа, которую создал Олег Николаевич Ефремов, через два года, в 1958 году, получила свое здание. После первой премьеры «Вечно живых» они думали, чем же будет открываться «Современник». Была выбрана пьеса Александра Аркадьевича Галича «Матросская тишина». Эту пьесу принес в театр Михаил Козаков. Пьеса была новая, никто о ней не знал. Сегодня исторический день — мы открываем сезон и выставку «Матросская тишина» об истории спектакля, потому что с ним прошла вся жизнь — и наша, и наших предшественников.
Худрук говорит об истории «Матросской тишины»: в 1958 году спектакль по пьесе опального Александра Галича мог войти в репертуар «Современника», но на генеральной репетиции его запретили. По словам Машкова, который ссылается на воспоминания Галича, «плакали и закрывали», обвиняя Абрама Шварца и его сына Давида в идеологической неверности.
«Матросскую тишину» Табаков поставил спустя тридцать лет, в 1988 году, со своими студентами, а спустя два года она вошла в репертуар Театра-студии Олега Табакова. Давида Ильича Шварца играл молодой Владимир Машков.
Сама выставка посвящена сценической жизни легендарного спектакля — здесь представлены архивные кадры с показов и репетиций, газетные заметки, старые программки, вспоминают первые после распада СССР гастроли. Архивы Театра Олега Табакова и, по всей видимости, «Современника» позволяют погрузиться в мир театральной истории. Премьеру первой версии, например, должны были сыграть в ДК комбината «Правда». Отца и сына Шварцев могли сыграть Евгений Евстигнеев и Игорь Кваша. В более поздних версиях табаковского спектакля роль Давида Шварца в разное время исполняли Александр Марин, Евгений Миронов, Борис Корчевников, Павел Табаков.
Сейчас вместе с Машковым в роли Давида Шварца на сцену выходит и артист Театра Олега Табакова Владислав Миллер. О своем персонаже он рассказывает так:
— Этот человек гораздо лучше, чем я. Это талантливейший человек. Как говорил Олег Павлович Табаков, протуберанец таланта. Он никогда не врет. Все, что он говорит, это и есть правда. Именно поэтому, когда все всплывает на поверхность, происходит величайшая трагедия конфликта отца и сына. Человек, который попал на войну, будучи великим скрипачом, защищал свою родину и пришел к осознанию того, что родители — единственные люди, которые любят нас ни за что, и попросил у отца прощения.
К открытию нового театрального сезона «Современник» и Театр Олега Табакова запустили проект «ТОТ-Современник». Единство противоположностей» об общих вехах в истории двух театров. Пока сцена на Сухаревской закрыта на ремонт, спектакли Театра Олега Табакова будут проходить на сценах «Современника», который по традиции откроет свой сезон спектаклем «Три товарища».