Срочные новости раздела
В Новой Третьяковке открыли первую персональную выставку Алексея Моргунова

В Новой Третьяковке открыли первую персональную выставку Алексея Моргунова

Выставка оправдывает свое название если не с первых шагов, то с первого поворота — работы Моргунова выставлены в 10-м зале, отделенном от русского авангарда сквозными арками. Их распределили по временным отрезкам: получилась своего рода ретроспектива, которая по хронологии охватывает первую выставку «Бубнового валета», ранние выступления Малевича, зарождение кубизма. 

— Моргунов принадлежал к поколению художников, которые обладали уникальным творческим мышлением и были ни на кого не похожи, — объяснила Ирина Вакар. — На выставке «Бубновый валет» его работы не терялись на фоне картин Машкова, дерзких и ярких картин Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой, озорной солдатской серии Ларионова.

Ирина Вакар сравнивает первую персональную выставку Моргунова с пунктирной линией. Проект позволяет узнать о его влиянии на русский авангард. В отличие от именитых соратников - Ларионова, Малевича и Татлина — Моргунов не создал собственного направления. Его творческий путь затрагивал уже существующие «-измы», в философии которых он находил собственные новаторские приемы.

На выставке эта пестрота стилей представлена в формате ретроспективы: небольшое количество работ позволяет в полной мере отследить эволюцию, по словам кураторов выставки, характерную для своего времени.

Сын русского пейзажиста Алексея Саврасова, он прошел долгий путь, в котором сложно нащупать точку отсчета: от ранних неоимпрессионистских работ, написанных в том числе и под влиянием творческой манеры отца, к кубизму, советскому реализму в духе Александра Дейнеки. 

Одним из ранних событий, которое повлияло на Моргунова как художника, стала поездка в Париж, где он приобщился к фовизму и кубизму. Часть работ из парижской серии (к ней относится «Под розовой тенью» 1911 года) он экспонировал на первой выставке «Бубнового валета». Еще говорят, что логотип объединения нарисовал именно Моргунов.

Общение с Ларионовым и Гончаровой подарило увлечение «русской» фактурой — после туманного, розово-изумрудного Парижа он начал рисовать неопримитивистские сельские пейзажи и городские виды. Разглядеть манеру можно, например, на полотне «Чаепитие», которое по одной из версий называлось «В трактире».

Художник одновременно работал над разными по стилистике циклами, обращался и к кубизму. В рамках этого направления Моргунов искал новые формы, много работал с композицией. Игорь Смекалкин — один из кураторов выставки — называет Моргунова экспериментатором.

Выставка примечательна не только небольшой и точной выборкой работ, но и масштабной архивной работой, о которой кураторы рассказывают с огромной любовью. Многолетний труд научных сотрудников — в атрибуции и датировке, уточнении названий и работе с воспоминаниями современников.

Татьяна Карпова рассказывает, что в работе с архивами Моргунова возникли сложности. Во-первых, не удалось договориться с Нукусским Музеем Савицкого, в котором хранится основной корпус работ Моргунова. Во-вторых, не хватало масштабных исследований творчества Моргунова, о нем осталось не так много информации в архивах:

— Было бы важно изучить более внимательно и детально произведения, которые находятся в Нукусе, в Музее Савицкого. Мы их опубликовали в каталоге, но они не вошли в экспозицию. Очень хотели их включить в состав выставки, очень жаль, что не смогли это сделать. К сожалению, пока не найдены корпусы архивов, связанные с Моргуновым. Мы опубликовали все, что есть. Может быть, они найдутся, и мы получим какие-то дополнительные свидетельства и факты. Но сейчас тот результат, который предъявлен на выставке и в каталоге, - плод долгой работы научных сотрудников. И надо выдохнуть и понять, куда мы можем двигаться с Моргуновым дальше. Конечно, много вопросов, много белых пятен, но без архивов довольно трудно их заполнять.

С результатами исследования творчества русского авангардиста можно до конца января.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...