Срочные новости раздела
На Венецианской биеннале лежат в чехословацком жирафе  и наблюдают за энергией японского  арбуза

На Венецианской биеннале лежат в чехословацком жирафе и наблюдают за энергией японского арбуза

Само понятие «чужестранцы» предполагает не только иностранцев, но и чужаки в своей среде и стране, аутсайдеров в искусстве, представителей коренных народов, ощущающих себя чужими  на родине, всех,  кто не вписывается в общий контекст. 

На нынешней биеннале представлены в основном неизвестные художники, и по замыслу организаторов, это  «праздник иностранцев, аутсайдеров, представителей коренных народов и редких идентичностей». 

Для художника границ не существует. Они – достояние мира, поэтому их национальная принадлежность не имеет значения. Вполне достаточно сведений о месте рождения. Траектория жизни  художников поражает. Родившись где-нибудь на Ближнем Востоке, творец отправляется в Европу или Россию получать  образование, работает и заканчивает свои дни совсем в другой точке планеты. Награжденную в этом году почетным «Золотым львом» за достижения в искусстве Нил Ялтер часто называют современной турецкой художницей, живущей во Франции. При этом она родилась в Египте, училась в Стамбуле, а потом перебралась  в Париж. 

В одном из павильонов Арсенала установлены светящиеся географические карты, на которых рука невидимого человека выводит карандашом маршрут, который ему  пришлось пройти в поисках лучшей доли. Автор инсталляции - Бухра Халили. А основана она на рассказах реальных беженцев. 

Главная тема выставки непосредственно связана с работами арт-дуэта Claire Fontaine из Палермо - Фульвия Карневале и Джеймс Торнхилл. Они дублируют  на 53  языках, включая исчезнувшие, слова «чужестранцы повсюду» в виде световых табличек Их разместили в сумраке бывших верфей Арсенала, где они отражаются в воде, создавая мерцающий свет. 

Куратором юбилейной биеннале впервые стал не просто представитель Латинской Америки, но и всего Южного полушария Адриано Педроза. Он – бразилец (а год назад на Архитектурной биеннале победила именно Бразилия), арт-директор Художественного музея Сан-Паулу. У него большой личный опыт перемещений по миру и жизни  в разных странах, где ему пришлось столкнуться с трудностями, которые испытывает любой выходец из так называемого третьего мира. И этот личный опыт прекрасно отвечает главной теме фестиваля. Хотя помимо прямого смысла, в данном случае можно говорить и о внутреннем состоянии, когда  человек ощущает себя чужаком, мигрантом внутри.   

На территории биеннале установили легкие белые колонны с изображением представителей колониальных народов. Год назад главенствовала колонна из черного испанского мрамора, символизировавшая Африку и то, как трудно человеку быть черным. 

Главный павильон в садах Джардини украшен яркой мозаичной росписью группы Mahku, представляющей традиционное и очень праздничное  искусство племени хуни куин из джунглей Амазонки. При этом оно прекрасно вписывается в современные направления и поиски художественного языка. Архаика и современность органично  сошлись. 

Первое, что видит посетитель, попадая в Арсенал, - это фигура путника,  нагруженного всем, чем только можно, включая акваланг, корзины, чемодан, светильник. Только потом мы входим в гигантский павильон,  своды которого словно бы стягивает гигантская сеть - инсталляции «Такапау» из прочных серебристых нитей. Она и получила «Золотого льва» как основной проект. «Такапау» создала  группа Mataaho, представляющей коренной народ Новой Зеландии маори. Примерно на таких же плетеных ковриках меньшего размера появляются  на свет дети маори. 

Помимо павильонов в садах Джардини и на Арсенале можно совершенно бесплатно обойти  множество выставок  в соборах, старинных палаццо, садах и парках. Не надо даже их специально искать. Достаточно просто блуждать  по улицам и каналам, чтоб наткнуться на что-то интересное. Арт-представительства разных стран разбросаны по всей Венеции. В общей сложности работают 88 павильонов. География расширилась за счет дебютантов биеннале - Бенина, Эфиопии, Танзании,  Восточного Тимора. 

Австралийский павильон, получивший в этом году «Золотого льва», посвящен  истории одного рода. Корни художника Арчи Мура  уходят к племенам аборигенов бигамбул и камиларои по линии матери, а по отцу они – британские, шотландские. Мур досконально изучил свою родословную, которая насчитывает 65 тысяч лет, и создал инсталляцию «Родные и близкие». Черные стены павильона исписаны мелом. На них именами его предков. Получилось гигантское генеалогическое древо из подтвержденных и предполагаемых имен предков. В центре павильона расположена гигантская панель. Она напоминающая мраморную плиту, даже надгробие. На нем  уложены стопки документов, зафиксировавших злодеяния полиции и властей, сгубивших жизни  австралийские аборигены  за последние 30 лет. 

Павильон Австралии всегда запоминается чем-то неординарным. Однажды там была выставка, связанная с водой, в которую посетители могли входить хоть дважды, сбросив обувь. И если год назад на Архитектурной биеннале победила Бразилия с проектом «Земля», означавшим почву и определенную территорию,  планету в целом, землю как хранительницу памяти, без которой нет настоящего и будущего, то теперь вода  стала основой основ. В павильоне Гонконга выстроена целая экосистема. Множество  аквариумов, наполненных водой и установленных как стеллажи, бурлят, кипят, светятся как марганцовка. Трубочки подключаются к чему угодно, даже к  овощам  и фруктам, гигантскому арбузу в японском павильоне. Их сок и влага дают  электроимпульс, позволяющий работать самым разным приборам. Фруктово-ягодная инсталляция японской художницы Юко Мохри навеяна природными катаклизмами, в частности недавним венецианским наводнением.  

Один из самых странных и необычных - павильон Чехословакии. Он до сих пор так и называется, хотя такой страны давно не существует. В  данном случае старая вывеска оказалось подходящим, поскольку представлена чешскими художниками историю недолгой жизни жирафихи Ленки. Ее привезли в пражский зоопарк из Кении в 1954 году. Она  стала первым чехословацким жирафом. В неволе Ленка  прожила два года и вскоре умерла. Ее останки передали в Национальный музей Праги.  Там из нее изготовили чучело. А в венецианском павильоне представлены части жирафа, выполненные из самых разных материалов. Утомленные впечатлениями и прогулками туристы так и норовили забраться во внутренности искусственной Ленки и отдохнуть в ее мягкой шее.  

В австрийском павильоне сосредоточены воспоминания об СССР и «Лебедином озере». На большом экране идет репетиции балета Чайковского. В зале установлены зеркала и реальный балетный станок, с которого свешивается балетная пачка.  Это своего рода законсервированная память советской эпохи, когда  по телевизору в тревожные дни, когда умирал кто-то из вождей,  транслировался  Танец маленьких лебедей. Авторы этой работы - Анна Ермолаева,  родившаяся  в Ленинграде в 1970-м и с 19-лет живущая в Вене, и украинский хореограф Оксана  Серхеива.  Павильон России в этом году был отдан художникам Боливии.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...