Срочные новости раздела
«Есенин-центр» отметил 150-летие «русского Родена» Коненкова

«Есенин-центр» отметил 150-летие «русского Родена» Коненкова

Выставка, посвященная творчеству скульптора, в стенах музея Есенина — довольно неожиданное событие на первый взгляд. Но именно тут вам расскажут о близкой дружбе двух Сергеев - Есенина и Коненкова. Они познакомились на выставке Коненкова в Москве, после чего скульптор пригласил поэта к себе в мастерскую. Вместе они философствовали, занимались творчеством, музицировали — Есенин пел, Коненков — играл на домре (он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, которые, кстати, делал сам!). Так что соединить Есенина и Коненкова в одном выставочном пространстве — идея вполне логичная. 

Два зала, два человека, две выставки, объединённые одной идеей. Синий зал — «мастерская Сергея Тимофеевича», как сказал о ней директор «Есенин-центра» Олег Робинов. Неслучайно выбран и цвет зала. Синие стены предпочитал сам Коненков для своей мастерской и в Нью-Йорке, и на Тверском бульваре. Пространство организовано не только для того, чтобы узнать о творчестве скульптора, но и чтобы каждый посетитель смог открыть в себе внутреннего Коненкова: в центре есть интерактивная зона, где можно попробовать сконструировать собственную деревянную скульптуру. Да и антураж «мастерской» выполнен из дерева — таблички, описание зала. Второй зал — красный, «кабинет поэта», где рассказывают о дружбе творцов и об общих темах в их творчестве.

В «мастерской скульптора» нас ждут необычные экспонаты. Часть из них приехали в музей из семейной коллекции потомков Коненкова и представлены публике впервые за всю историю. Например, графика — много ли Коненковской графики мы вообще знаем? С этой частью творчества скульптора зритель мало знаком: часть его графического наследия хранится в собрании Третьяковки и Академии художеств, еще часть берегут потомки Коненкова. Так что перед нами большая редкость — графика Сергея Коненкова.

Первый раз вышел в свет портрет Айседоры Дункан (скульптурный портрет хранится в музее Коненкова в Смоленске, а графический — у семьи), как и часть графики из библейского цикла, над которым Коненков работал в 1930-1940 годы в США, где он дружил с Эйнштейном, Оппенгеймером. Вместе с учеными размышлял над тем, как устроен мир. Так и родился этот графический цикл. 

Кстати, Эйнштейн помогал ему собирать материал для будущей скульптуры. Дело в том, что Коненков был во многом новатором.

«Он первый из художников, кто стал использовать пластилин в скульптуре. Он же вернул и дерево в скульптуру, - комментирует Олег Робинов. - Мы знаем древнерусскую деревянную скульптуру, которую можно увидеть, если путешествовать по России. В петровское время деревянная резьба возродилась, появилась корабельная резьба и перешла в церкви. Но этим деревянная скульптура в искусстве ограничивается. А Коненков возвращает дерево в скульптуру. Причем ему часто предлагали хорошие живые деревья для выполнения заказа — спилить и привезти дерево проще. Но он считал, что не имеет права пилить живые деревья, и собирал только упавшие после урагана или сухие деревья, коряги. Иногда они с Эйнштейном прогуливались после урагана по лесу и собирали коряги. Это большой труд — выбрать и привезти такой материал в мастерскую».  

Коненкова часто называли русским Роденом, чего он страшно не любил и отвечал на это: «Я не Роден, я Коненков». В Америке он быстро стал одним из самых популярных скульпторов. Ему заказывал работы Принстонский университет, для которого он сделал галерею профессоров, по их же заказу он выполнил скульптурный портрет Эйнштейна, его скульптурами оформлено здание Верховного суда в Вашингтоне. За рубежом он был востребован, но, когда началась Великая Отечественная война, Коненков не остался безразличным к судьбе Родины. Все свои деньги он отдал в фонд помощи Красной армии. А в 1945-м Сталин прислал в США пароход «Смольный», на который погрузились два пассажира — Коненков и его вторая супруга Маргарита Воронцова. Коненков вернулся домой. 

Но все же включим машину времени, перейдем во второй зал, посвященный дружбе Есенина и Коненкова, где ищут общие мотивы в творчестве двух Сергеев. Здесь портрет Льва Толстого, который был важен для обоих. Не секрет, что третьей и последней женой поэта стала Софья Андреевна Толстая, внучка Льва Николаевича. Друзья спрашивали Есенина, зачем он женился на ней, на что поэт отвечал: «Быть может, я не хочу, но я должен!» — такая вот дань уважения величине Толстого!

Еще один писатель, объединявший двух Сергеев — Гоголь. Как раз когда Есенин и Коненков познакомились, скульптор разрабатывал тему нищих братьев, странников, каликов перехожих. В Смоленскую губернию, откуда скульптор родом, часто приходили бандуристы и исполняли народные песнопения, поэтому и творчество Гоголя (а еще Тараса Шевченко) было близко Коненкову. Кто был одним из любимых писателей Есенина, тоже несложно догадаться. И Гоголь, и «последний поэт деревни» осваивали в своем творчестве русское пространство.

В красном поэтическом зале тоже есть творческий уголок, где гости могут почувствовать себя сочинителями. Им предложено собрать из деревянных букв четверостишие. Естественно, неслучайное и малознакомое широкой публике, но тесно связанное и дружбой двух Сергеев. Олег Робинов делится:

«Как-то раз ночью Есенин пришел на Пресню, в мастерскую Коненкова в гости без предупреждения. У Сергея Тимофеевича характер был довольно суровый. Поэтому, когда Есенин постучался в дверь, Коненков не сразу открыл дверь, а спрашивал:

— Кто?!

— Сергей Есенин!

— Докажи, что Есенин!

А за дверью дождь идет, середина ночи. И из-за двери слышен хриплый голос поэта, который выдает экспромт:

Пусть хлябь разверзнулась!

Гром — пусть!

В душе звенит святая Русь,

И небом лающий Коненков

Сквозь звезды пролагает путь.

Здесь поэт намекает на космогонии Коненкова (наука, изучающая происхождение космических тел, но в данном случае — философские размышления о космосе — М.Ч.), где он размышляет над судьбами мира. Коненков даже некоторые даты предсказал, например, когда закончится Великая Отечественная война — угадал! Шестое чувство?»

Центром этого зала по праву можно считать деревянный скульптурный портрет Есенина. Увидеть его здесь — большое счастье. Многие искусствоведы считали, что эта работа уничтожена, но это неправда. Долгие годы он хранился в закрытом хранилище Института мировой литературы Академии наук. Публике скульптуру представили впервые за долгие годы. А она крайне любопытная! Ее нужно обойти со всех сторон — везде Есенин будет разный, необычный.

Коненков должен был сделать и другую скульптуру Есенина — памятник, о котором его просила лично Софья Толстая, жена Есенина. Но выполнить просьбу внучки Толстого Коненков не смог. Память о дружбе с поэтом он пронес сквозь всю свою долгую жизнь, Есенин для него был живым, поэтому работа, связанная с мертвым Есениным, не шла. Так мы и не получили памятник Есенину, сделанный Коненковым. А могли бы!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...