Срочные новости раздела
Магия терменвокса

Магия терменвокса

Любимец Сталина и Берии «не мрет»

Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский, профессор Московской консерватории, знавший Термена лично, вспоминал, что ученый «верил в бесконечность жизни», а еще, ссылаясь на Канта, никогда не ел суп: вредно, придерживался однообразного питания, неизменно отдавая предпочтение биточкам с картофельным пюре в консерваторской столовой.

Как складывалась столь долгая жизнь изобретателя?

Будучи еще молодым человеком, ученый сделал свое музыкальное изобретение, терменвокс, и довольно быстро обрел популярность. Но не терменвоксом единым. В 1922 году в Кремле, наряду со своим музыкальным изобретением, Термен демонстрировал устройство охранной сигнализации и произвел фурор. С этими новшествами он и уехал в США (гражданство, кстати, не менял), где открыл свои предприятия и разрабатывал сигнализационные системы, в том числе для, тюрьмы Алькатрас, одним из самых популярных заключенных которой был Аль Капоне. Там случилась и личная драма: ученый влюбился в артистку афро-американского балета Лавинию Уильямс, но жениться на ней смог не сразу: мешал штамп в паспорте. Едва проблема с уже бывшей женой решилась, Уильямс стала его второй супругой. Но счастье было кратковременным: советская власть потребовала срочного возвращения Термена на родину. Хотя Льву Сергеевичу и пообещали, что возлюбленную тоже перевезут, молодожены больше никогда не виделись. 

По возвращении на родину изобретатель в 1939 году попадает в тюрьму. Ему вменили контрреволюцию и отправили отбывать восьмилетний срок в Магадан, где он попал в строительную бригаду. Ученый энтузиазм не давал ему покоя: Термен то и дело предлагал рационализировать работу, чем привлек к себе повышенное внимание. Ценными кадрами разбрасываться не стали: в 1940 году Термена перевели в «туполевскую шарагу». Туда попадали осужденные техники, инженеры и ученые, где они занимались разработкой в основном военной техники.

- Термен не унывал, и его оптимизм помогал ему жить в очень непростых условиях. Время в шаражке он вспоминал как лучшее, потому что его там обеспечили всем необходимым, чтобы он мог изобретать. Свобода ему была вовсе и не нужна, он был абсолютно счастлив, — комментирует доцент Московской консерватории, музыковед Роман Насонов.

И Термен действительно оказался очень полезен советской власти. В его изобретательской биографии есть страницы, связанные с устройством для точного измерения расстояния до земли при посадке самолета, ряд приборов для подслушивания (которые оценили Сталин и Берия). С подслушивающим устройством «Златоуст» вообще связана целая история. Дело в том, что этот прибор работал без питания и электроники. В 1945 году в советский пионерский лагерь «Артек» приехал посол США Аверелл Гарриман, которому подарили деревянное панно из дорогостоящих пород, внутри которого расположили «Златоуст». Посол подарку обрадовался и разместил его у себя в кабинете. Как его пропустили американские спецслужбы — неясно. В течение семи лет устройство оставалось незамеченным. Да и принцип действия «Златоуста» долго не могли разгадать, когда все же обнаружили «жучок». 

Музыкальная деятельность изобретателя терменвоксом не ограничилась. Да и сам он был не чужд музыке: за плечами годы обучения в Петербургской консерватории по классу виолончели.

Жизнь ученого складывалась непросто: из консерватории уволили, с огромным трудом получилось устроиться на физфак МГУ, но полноценно работать он там не имел возможности — не давали. Унывать Лев Сергеевич не собирался, равно как и прекращать свою научную деятельность. Борьбу за право творить он продолжал до самого конца. Известна история, что в попытках добиться открытия собственной лаборатории Термен в 1991 году в возрасте 95 лет вступает в КПСС, окончив институт марксизма-ленинизма. Партия тогда уже разваливалась, и все, кто знал о сложностях, через которые пришлось пройти ученому, недоумевали: «Зачем?» Изобретатель отвечал, что он обещал Ленину.

Ему довелось съездить в США еще раз в том же 1991, куда он отправился с дочерью и внучкой. Там произошла историческая встреча с Кларой Рокмор, прославленной исполнительницей на терменвоксе, которая во многом способствовала популяризации музыкального инструмента.

Лев Термен ушел из жизни в возрасте 97 лет. Провожали ученого в узком кругу: дочери с семьями и те, кто нес гроб. Он мечтал, чтобы его похоронили в вечной мерзлоте: был уверен, что в будущем наука дойдет до такого уровня, что его оживят. Но эту волю близкие исполнять не стали и похоронили великого изобретателя на Кунцевском кладбище в Москве.

Чудо терменвокса и его соперники

24-летнего студента Льва Термена, ученика «отца советской физики» Абрама Иоффе, привели к Владимиру Ленину. Молодой ученый продемонстрировал в Кремле свои разработки: охранную сигнализацию и волшебный терменвокс. Вождь народа впечатлился магическим тембром изобретения и попробовал свои силы в игре на новейшем музыкальном инструменте. Освоить терменвокс у Ленина получилось довольно быстро. Известен факт, что Владимир Ильич исполнил мелодию романса «Жаворонок» Михаила Глинки.

Есть споры по поводу того, насколько Термен был первопроходцем со своим изобретением, ведь подобные музыкальные чудеса мир знал и прежде: музыкальная шкатулка, механическое пианино. Но все же новаторство Термена состояло в том, что его инструмент основан на электрических колебаниях. Поэтому терменвокс считается первым электронным музыкальным инструментом. Он стал импульсом для авангардистов и способствовал поискам новых звучаний, но большого развития в мире музыки не приобрел. Причину объясняет музыковед:

Позже его модифицировали сами исполнители, среди которых, например, была уже упомянутая Клара Рокмор. Музыку специально для терменвокса тоже писали. Известны сочинения композитора Богуслава Мартину, одного из самых влиятельных и значимых чешских музыкантов XX века. Но большую и серьезную музыкальную жизнь получил другой электронный музыкальный инструмент, ближайший родственник терменвокса — волны Мартено (не путать с Мартину! — М.Ч.). Его создатель, французский музыкальный преподаватель Морис Мартено, как и Лев Термен, тоже был авантюристом и выдумщиком. Для волн Мартено, иначе их называют электрофоном, писали великие композиторы, среди которых наиболее выдающимся был Оливье Мессиан, для которого электрофон стал одним из важнейших тембров в творчестве.

У Терменвокса и волн Мартено есть сходства в тембре. По звучанию они оба представляют собой смесь струнных, духовых и человеческого голоса, но с оттенком таинственности и мистики. Звучание волн Мартено ассоциировали с чем-то космическим.

- Словно души умерших, собравшиеся в районе звезды Альдебаран, разговаривают с нами. Некая таинственная божественная любовь у Мессиана отражена именно этим тембром, — заключил музыковед.

Другие коллеги-музыканты, помимо Мартину и Мартено, к терменвоксу отнеслись довольно спокойно. Сам дух времени словно диктовал подобные новшества, в том числе, и в музыке. Когда вокруг терменвокса поднялась волна интереса, многие музыканты попробовали сочинить что-то для терменвокса, однако художественных открытий, связанных с ним, сделать так и не удалось.

Но оказалась плодотворной сама идея электронного инструмента. В то время так бывало часто: до Второй мировой войны многие идеи казались вызывающим экспериментом, а после — получали закономерное развитие. То же самое произошло и с электроакустической музыкой, которой активно стали заниматься в Италии, в Германии и не только.

В СССР новые инструменты тоже пользовались популярностью. Так, в 1959 году советский инженер Евгений Мурзин сконструировал синтезатор и назвал его АНС в честь композитора Скрябина (Александр Николаевич Скрябин). Новый инструмент привлек внимание авангардистов второй волны: Альфреда Шнитке, Софьи Губайдулиной, Эдисона Денисова. Но, пожалуй, справедливо будет сказать, что славу уникальному синтезатору принесли сочинения Эдуарда Артемьева. АНС оказался «в нужном месте в нужное время», когда космическая тема пользовалась огромной популярностью, тембр синтезатора производил инопланетное впечатление, словно это звуки из других миров. Его звучание можно услышать в музыкальном сопровождении фильма Андрея Тарковского «Солярис», музыку к которому написал Эдуард Артемьев.

Список электронных музыкальных инструментов не ограничивается названными — классический синтезатор, синтезатор Муга, драм-машина, лазерная арфа… Ясно одно: случайный музыкальный эксперимент Льва Термена стал отправной точкой для электронной музыки, которая, в свою очередь, стала своеобразным голосом XX столетия во всем мире (да и XXI-го тоже). Терменвокс своим потусторонним звучанием сигнализировал о том, что мир изменился. Так что Лев Термен, сам того не подозревая, совершил музыкальную революцию.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...

В ноябре к 200-летнему юбилею основного здания театра на Театральной площади ожидается премьера — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» по водевилю Дмитрия Ленского, который поставит
подробнее...