Срочные новости раздела
Супрематическая репка и Дюймовочка в телефоне: в сокровищнице Казани показали «Всякие сказки»

Супрематическая репка и Дюймовочка в телефоне: в сокровищнице Казани показали «Всякие сказки»

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только своим творчеством, именно Якупов аккумулировал строительство выставочного здания на территории Казанского Кремля, которое ныне занимает галерея «Хазинэ». Арт-площадка входит в структуру Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, пожалуй, главного музея казанского художественного музея, где, помимо прочего, хранится лучшая в России коллекция работ Николая Фешина, мастера с мировым именем и уроженца Казани. Выставка Фешина, кстати, сейчас идет в одном из залов «Хазинэ» и там тоже есть мистические и сказочные мотивы. Есть они у Якупова – отдельный зал посвящен его иллюстрациям к детским сказкам. То есть, прежде чем прочитать новую мифологию, зрители видят классику, как «Царевна-Лебедь», «Руслан и Людмила» или татарская и башкирская народная сказка «Камыр-батыр». А проект «Всякие сказки» посвящен еще одному классику – художнику Леониду Кузнецову, деду Анастасии Кузнецовой-Руф, на книжных иллюстрациях детских сказок которого выросло несколько поколений. 

В новом прочтении сказочной темы легко узнать первоисточники, но каждый переосмыслен в контексте нового времени. Легендарная группа «Синие носы» перевоплощаются в трех богатырей, только – в отличие от васнецовского сюжета –художники одеты в супрематические цвета авангарда. На фоне русского поля они строят Змея Горыныча из фанерных квадратов и линий, тем самым соединяя одну классику с другой и помещая ее ироничный постмодернистский контекст. Владимир Дубосарский обращается к дорогому ему сюжету нижегородской резьбы: мифические лица изображены с фотографической точностью и чем-то напоминают смайлики, которыми сегодня мы ежедневно обмениваемся в сообщениях. Книга с оригинальными рисунками десятилетиями хранилась в его семье, художник часто листал ее в детстве и обращается к ней регулярно по сей день. Александр Виноградов, который почти 20 лет выступал дуэтом с Дубосарским, напротив, пишет просто, нативно, в духе наивного искусства. Он, например, обращается к сказке о Колобке, только вот не вырисовывает лицо ожившего кругляшка теста, оттого оно напоминает солнце, которое катится по лесной тропинке. Другая акварель рисует волшебный лес, в который мы заглядываем через «окошко» между ветвей. В этой недосказанности считывается аллюзия на сюрреалистический метод Рене Магритта: Виноградов тоже предлагает дофантазировать историю, тем самым делая зрителя соавтором своего произведения.

Константин Звездочетов пишет Карлсона в роли шведа, летящего над Полтавой, скрещивая карикатурный жанр с мультипликационным. Екатерина Белявская представляет метафорические карты, где знакомые герои смотрятся совсем иначе: Кащей Бессмертный молод и брутален и играет с нами в шахматы, у Царевны Лягушки на спине на тату с сердцем, пронзенным стрелой, Марьюшка делает селфи с блюдечком, по которому катится наливное яблочко. Дарья Котлярова изображает то же яблочко на серебряном блюдце надкусанным, напоминая об известном мировом бренде, который изменил реальность конца ХХ-начала ХХI веков. Тимофей Смирнов пишет закрытые книги, где белым по черному можно прочесть названия новых преданий: «Сказка о нашем всем», «Сказка про настоящее искусство», «Сказка про нечто и ничто». Иван Коршунов в свойственной ему гиперреалистической манере изображает чан с кашей из топора или золотое яичко, а под сказочными образами, как бы вторым планом, можно найти предрассветные деревенские пейзажи. Они символизируют важный мотив, который есть почти в каждой сказке, – надежду на чудо.

Анастасия Кузнецова- Руф тоже обращается к теме чуда. На одном из ее полотен, созданных угольным карандашом, изображена морская гладь, на поверхности которой мертвые рыбы и бездыханная русалка. «Глушили рыбу – всплыла русалка. Такие действия могут вместе с природой убить и чудо, которое в ней есть, как и в сказках», – объясняет художница и организатор проекта. На другой ее картине в цветочном горшке на листьях изображена Дюймовочка, но девочка не обращает внимания на природу, а смотрит в телефон. Иной раз нужно пересытиться виртуальным миром, чтобы обратить внимание на живой, настоящий.

Казанский художник Альберт Закиров пишет Златовласку (по-татарски – Алтынчач), оставляя от ее образа только копну волос и силуэт, вместо тела перед нами – фиолетовая пустота. Закиров – из числа новых участников проекта, задуманного Анастасией Кузнецовой-Руф во время пандемии и ставшей своего рода «сказкотерапией» для ее семьи. В числе новых авторов, присоединившихся к проекту, который с 2023 года путешествует по России (успел побывать в Новосибирске, Красноярске, Самаре, Нижнем Новгороде и Петербурге) еще два московских автора. Это Никита Макаров, который создает сказочную керамику в духе фарфора и эмали ХIХ и ХХ столетий с виртуозной детализацией, и Юрий Уляшев, который соединяет авангардную геометрию, психологию и мультипликацию.

Он, кстати, приехал на открытие. Специально для этого проекта написал две новые работы – про домовенка Кузю и Репку. Кузя предстает 10-летним мальчиком, который учится справляться с маленькими задачами и сложностями. Они изображены на полотне в виде небольших супрематических деталей. Над ними нависают гигантские авангардные фигуры – взрослая жизнь и большие задачи. Но Уляшев уверен, что Кузя и тут справится. Он из тех художников, которые верят в чудо, что можно сотворить своими руками. Вторая его работа – переработанная сказка про Репку. Сам овощ, который тянули всей семьей, и дедка, бабка, и внучка, и Жучка, вписан большую космическую композицию в духе Малевича и Кандинского. Мышку еще надо поискать. Порой, решающую роль играет малость, нечто, на первый взгляд кажущееся слабым и незначительным, но в итоге без него не обойтись. Та же идея, впрочем, и в «Репке», только в картине Уляшева она рассказывается с помощью авангардного культурного кода, а само полотно превращается в квест: среди больших фигур маленькая главная героиня почти не заметна. Так и тут «сказкотерапия» требует зрительского соучастия и включения в осмысление новой мифологии, родом из детства.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...