Срочные новости раздела
Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и сохраняем в папку «Для важных переговоров». В центре «Зотов» показали, откуда взялись мемы. Оказывается, все началось… с Маяковского, который придумал совместить текст и картинку так, чтобы они работали вместе.

На выставке доказывают, что говорить о Маяковском исключительно как о поэте будет ошибочно: он самый передовой человек своего времени, который проявил себя во всех новых медиа (да еще и преуспел!). И актер, и сценарист такого новейшего вида искусства, как кино, и один из первых советских пиарщиков, чьи рекламные плакаты подогревали интерес к товарам в ГУМе и Моссельпроме. Но на этом он не остановился. Маяковский прекрасно понимал, что в обществе произошли изменения, которые требуют нового художественного языка для общения с массовой аудиторией. И он его придумал: окна РОСТА — агитационный плакат, который размещали в пустующих витринах города в годы Гражданской войны (потому-то их и называли «окна»). Они сообщали важнейшие новости и призывали к различным действиям на благо общества.

Сначала плакаты кропотливо создавали вручную. Дело трудоемкое и затратное по времени — Маяковскому помогали и сестры, и возлюбленная Лиля Брик. Но все ускорилось благодаря трафаретам, а позже — благодаря литографии и печати, на выставке легко прослеживается развитие технологий создания. Кстати, попробовать создать свое окно РОСТА трафаретным методом может любой желающий в конце выставки. Увидите вокруг стола толпу увлеченных взрослых людей с разноцветными валиками и трафаретами в руках — непременно присоединяйтесь. Между прочим, труд не из легких!

Большинство окон РОСТА носили политический характер, но на выставке нам предлагают ознакомиться с плакатами на социальные темы (все же задача выставки — рассказать об окнах РОСТА как о новом языке) — призыв регулярно мыться в бане, помочь голодающим на Поволжье не словом, а делом и объяснение, почему нельзя пить сырую воду. Главная прелесть окон — их предельная простота восприятия, легкие для запоминания тексты-лозунги, граничащие с частушкой (так они быстро попадают в сознание), и понятные визуальные образы.

Куратор выставки Наталья Стрижкова поясняет, с помощью чего окна РОСТА воздействуют на сознание человека:

- Это покадровый рисунок, разбитый на мелкие истории с единым нарративом и главным выводом, — принцип народных лубков, хорошо знакомый той массовой аудитории, но уже в советской обработке. Надпись чаще всего расположена над окном, чтобы создать впечатление, что с тобой говорит вся картинка целиком. Персонажи все непременно комичные, даже если это Врангель, президент Франции или США. А еще здесь прослеживается цветовая азбука, которую придумал Малевич, а доработал, конечно, Маяковский. Красный часто доминирует — это цвет положительного персонажа, красноармейца или советской власти. Зеленый — цвет врага, иностранных интервентов. Желтый и коричневый — солнце и родная земля. Прослеживаются символы: дорога, которая непременно ведет в светлое будущее, ворона — разруха, скелет — голодуха, кулак — справедливость. 

В сегодняшних мемах принцип тот же: картинка и текст, неотъемлемые друг от друга. Запоминаются легко, тиражируются, воздействуют на сознание.

- Получается, что за 100 лет не придумали ничего нового, если приемы окон РОСТА лежат и в основе современных мемов? Или найденный тогда прием настолько сильный?

- Нет, нельзя так сказать. У экспертов есть убеждение, что вся наша культура создана авангардистами, - отвечает Наталья Стрижкова. - Если мы возьмем дизайн гаджетов, дизайн соцсетей и медиаискусства, то везде найдем следы идей авангарда. Но они получили развитие с учетом новых технологий, новой культуры, новых художников, а также по-своему были продолжены в разных эпохах и витках культуры.

Во что превратились окна РОСТА, когда надобность в них отпала, здесь тоже показывают. Прежде всего это рекламные плакаты агентства «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко», где поэт занимал должность «копирайтера», как бы мы сказали сегодня.

Разножанровая творческая активность художников того времени приводит к тому, что они сами становятся частью своего произведения или вовсе превращаются в произведение сами, становясь той самой единицей культурной информации, то есть мемом.

- Маяковский был поп-звездой своего времени», — подытоживает куратор выставки. Чтобы эта звезда не угасла, уже после его кончины Лиля Брик, хранительница наследия поэта, написала Сталину письмо, в котором просила увековечить память Маяковского. Позже в газете «Правда» вышла резолюция Сталина, положившая начало мифу о «главном советском поэте»: образ Маяковского растиражирован в плакатах, лозунгах и памятниках. В общем, разошелся на «советские мемы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...