Срочные новости раздела
Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

Владимир Владимирович - поп-звезда: как Сталин превратил Маяковского в мем

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и сохраняем в папку «Для важных переговоров». В центре «Зотов» показали, откуда взялись мемы. Оказывается, все началось… с Маяковского, который придумал совместить текст и картинку так, чтобы они работали вместе.

На выставке доказывают, что говорить о Маяковском исключительно как о поэте будет ошибочно: он самый передовой человек своего времени, который проявил себя во всех новых медиа (да еще и преуспел!). И актер, и сценарист такого новейшего вида искусства, как кино, и один из первых советских пиарщиков, чьи рекламные плакаты подогревали интерес к товарам в ГУМе и Моссельпроме. Но на этом он не остановился. Маяковский прекрасно понимал, что в обществе произошли изменения, которые требуют нового художественного языка для общения с массовой аудиторией. И он его придумал: окна РОСТА — агитационный плакат, который размещали в пустующих витринах города в годы Гражданской войны (потому-то их и называли «окна»). Они сообщали важнейшие новости и призывали к различным действиям на благо общества.

Сначала плакаты кропотливо создавали вручную. Дело трудоемкое и затратное по времени — Маяковскому помогали и сестры, и возлюбленная Лиля Брик. Но все ускорилось благодаря трафаретам, а позже — благодаря литографии и печати, на выставке легко прослеживается развитие технологий создания. Кстати, попробовать создать свое окно РОСТА трафаретным методом может любой желающий в конце выставки. Увидите вокруг стола толпу увлеченных взрослых людей с разноцветными валиками и трафаретами в руках — непременно присоединяйтесь. Между прочим, труд не из легких!

Большинство окон РОСТА носили политический характер, но на выставке нам предлагают ознакомиться с плакатами на социальные темы (все же задача выставки — рассказать об окнах РОСТА как о новом языке) — призыв регулярно мыться в бане, помочь голодающим на Поволжье не словом, а делом и объяснение, почему нельзя пить сырую воду. Главная прелесть окон — их предельная простота восприятия, легкие для запоминания тексты-лозунги, граничащие с частушкой (так они быстро попадают в сознание), и понятные визуальные образы.

Куратор выставки Наталья Стрижкова поясняет, с помощью чего окна РОСТА воздействуют на сознание человека:

- Это покадровый рисунок, разбитый на мелкие истории с единым нарративом и главным выводом, — принцип народных лубков, хорошо знакомый той массовой аудитории, но уже в советской обработке. Надпись чаще всего расположена над окном, чтобы создать впечатление, что с тобой говорит вся картинка целиком. Персонажи все непременно комичные, даже если это Врангель, президент Франции или США. А еще здесь прослеживается цветовая азбука, которую придумал Малевич, а доработал, конечно, Маяковский. Красный часто доминирует — это цвет положительного персонажа, красноармейца или советской власти. Зеленый — цвет врага, иностранных интервентов. Желтый и коричневый — солнце и родная земля. Прослеживаются символы: дорога, которая непременно ведет в светлое будущее, ворона — разруха, скелет — голодуха, кулак — справедливость. 

В сегодняшних мемах принцип тот же: картинка и текст, неотъемлемые друг от друга. Запоминаются легко, тиражируются, воздействуют на сознание.

- Получается, что за 100 лет не придумали ничего нового, если приемы окон РОСТА лежат и в основе современных мемов? Или найденный тогда прием настолько сильный?

- Нет, нельзя так сказать. У экспертов есть убеждение, что вся наша культура создана авангардистами, - отвечает Наталья Стрижкова. - Если мы возьмем дизайн гаджетов, дизайн соцсетей и медиаискусства, то везде найдем следы идей авангарда. Но они получили развитие с учетом новых технологий, новой культуры, новых художников, а также по-своему были продолжены в разных эпохах и витках культуры.

Во что превратились окна РОСТА, когда надобность в них отпала, здесь тоже показывают. Прежде всего это рекламные плакаты агентства «Реклам-конструктор Маяковский — Родченко», где поэт занимал должность «копирайтера», как бы мы сказали сегодня.

Разножанровая творческая активность художников того времени приводит к тому, что они сами становятся частью своего произведения или вовсе превращаются в произведение сами, становясь той самой единицей культурной информации, то есть мемом.

- Маяковский был поп-звездой своего времени», — подытоживает куратор выставки. Чтобы эта звезда не угасла, уже после его кончины Лиля Брик, хранительница наследия поэта, написала Сталину письмо, в котором просила увековечить память Маяковского. Позже в газете «Правда» вышла резолюция Сталина, положившая начало мифу о «главном советском поэте»: образ Маяковского растиражирован в плакатах, лозунгах и памятниках. В общем, разошелся на «советские мемы».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...