Срочные новости раздела
В Пушкинском музее открыли выставку к 130-летию Варвары Степановой

В Пушкинском музее открыли выставку к 130-летию Варвары Степановой

У экспозиции четыре основные героини: Ольга Розанова, Александра Экстер, Любовь Попова и Варвара Степанова. В истории искусства они, как и Наталья Гончарова, и Надежда Удальцова, навсегда останутся «амазонками русского авангарда» — поэтичное определение для первого поколения современных художниц придумал футурист Бенедикт Лившиц. Но кураторы выставки предлагают отойти от этого ярлыка и посмотреть на художниц как на создательниц смыслов новой эпохи. Сам термин «амазонки» кажется им неточным с культурологической точки зрения: ни в одном мифе не говорится о том, что амазонки были способны созидать искусство, в то время, как героини выставки не просто состояли в авангарде искусства, а упорно и планомерно создавали новый мир советского гражданина. 

Творческое наследие художниц рассматривают через призму театра, моды, журналистики, кино и… судьбы, которая их развела. Экстер в 1923 году уехала в Италию. Любовь Попова умерла в 1921-м, Ольга Розанова — в 1918-м. А Варвара Федоровна Степанова, как и ее знаменитый муж Александр Родченко, продолжила преподавать во ВХУТЕМАСе и создавать советскую культуру быта.

Алексей Савинов, старший научный сотрудник отдела личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина, рассказывает: «Не их вина, что мир вышел не совсем таким, каким они его мыслили. Но они этому посвятили всю свою довольно короткую жизнь и навсегда остались молодыми. Если бы они до старости дружили, то, возможно, поссорились бы, не были бы подругами. Но они — подруги. Сколько бы ни прошло лет».

Выставку открывает знаменитый «Автопортрет» Степановой. Хронологически экспозиция охватывает 1910–1930-е годы — время становления идей конструктивизма, созревания новых направлений в живописи и прикладных сферах: дизайне, полиграфии, книгопечатании, текстиле и даже сценографии. Творчество Варвары Степановой, которая оформляла книги поэтов-футуристов и спектакли Мейерхольда, создавала первые советские ткани и модели спортивных костюмов для советских женщин, осмысляется в связке с работами ее подруг и современниц.

Об Ольге Розановой, Любови Поповой и Александре Экстер она с огромной теплотой отзывается в своих дневниках. Для того чтобы услышать уверенный и энергичный голос художницы и показать через ее работы творческую и жизненную философию, кураторы выставки разместили остроумные и лаконичные выдержки из ее личных записей рядом с картинами.

Первый зал посвятили беспредметности и авангарду в живописи. Для знакомства с подругами кураторы обратились к выставке «5×5=25» — одной из ключевых выставок русских конструктивистов. В ней помимо Степановой участвовали Любовь Попова и Александра Экстер, а еще Александр Родченко и Александр Веснин. Ее название и «арифметика» перекликаются между собой. Для проекта «5×5=25» каждый из пяти художников представил 5 работ и вручную изготовил 5 разных каталогов.

Александра Экстер оформляла спектакли Александра Таирова, отвечала за игру объемов сценического пространства, в котором существовали звезды Камерного театра. Позднее эстафету подхватила ученица Родченко и Степановой Анастасия Ахтырко. Попова создавала сценографию к спектаклю Всеволода Мейерхольда «Великодушный рогоносец» и познакомила Мейерхольда со Степановой, которая разработала для постановок мэтра театральные костюмы. Она считала, что контрастные орнаменты помогают создать на сцене иллюзию движения, и не забывала о защите актеров от случайных травм.

В интервью после премьеры создательница «производственной одежды» говорила, что в этот раз прозодежда у нее не получилась, потому что у актеров слишком много разных функций, и нельзя выявить одну в костюме. Тем не менее она создала принципиально новый костюм, так называемую униформу, которая полностью соответствовала требованиям Мейерхольда — не стесняла движений и дополняла актерскую пластику за счет кроя.

Девушек-авангардисток пригласили и на выставку «Вербовка» (ударение на «е», и никак иначе), с которой началось становление супрематистов (знаменитая последняя футуристическая выставка «0,10» прошла в Петрограде спустя пару месяцев). Об атмосфере и стилистике выставки позволяют судить дизайнерские макеты сумок авторства Ольги Розановой (философия «функциональность прежде всего» точно бы понравилась Джейн Биркин).

Художницы-авангардистки совершили революцию в мире отечественного текстиля. Их дерзкие и яркие ситцевые орнаменты переносили на первые советские ткани. Куратор выставки Александра Данилова считает, что новаторскими были не только предложенные Любовью Поповой и Варварой Степановой узоры, но и сам процесс создания ситца: «Они пришли к директору Первой ситценабивной фабрики и сказали: «А теперь вы нам покажите, как у вас тут все устроено, расскажите про ваши станки. Мы не будем просто рисовать картинки. Мы сначала поймем, как работает станок, как наборщик делает клише, а потом будем под технологию делать разработки узоров». Это первое правило конструктивизма: подчинить искусство производству, а производство — народу.

На стене в «текстильном зале» — изречение самой Степановой: «Вся декоративная сторона одежды уничтожается лозунгом «удобство и функциональность костюма для данной производственной функции». Со статьи 1923 года, опубликованной в журнале «ЛЕФ», начиналось производство прозодежды — одного из главных творений Варвары Федоровны. Рассказ об этой стороне ее творчества невозможен без упоминания Надежды Ламановой — модельера и сценографа, сначала определявшей образы героинь спектаклей в Российской империи, а затем — образы советской элиты. С Ламановой сотрудничали и одна из подруг — Экстер, и сама Степанова, и двоюродная сестра Любови Поповой.

Еще одна революция, которую подруги совершили как будто сообща, — в технологии книгопечатания. Ольга Розанова вручную иллюстрировала издание своего возлюбленного Алексея Крученых. Ученица Степановой Анастасия Ахтырко была первой, кто соединил стилистику конструктивизма с технологиями печатного набора. А сама Степанова прославилась благодаря работе дизайнером в журналах «Советское кино», «ЛЕФ», «Красное студенчество». Для демонстрации фотоколлажей из периодики и эскизов к сборникам футуристов отвели два зала — настолько масштабной получилась «типографическая» подборка.

Художницы-авангардистки сформировали современный художественный язык, проектное мышление, функциональный дизайн, современный образ книги.

Александр Лаврентьев — внук Степановой и Родченко, доктор искусствоведения, проректор «Строгановки» по научной работе — считает, что главная идея выставки заключается не в том, чтобы показать молодость и новаторство идей авангардисток, но в том, чтобы доказать, что смелые идеи подруг были созвучны своей эпохе.

«Они ощутили свое время и донесли до нас аромат этого времени, в котором вся жизнь ускорилась, — говорит Александр Лаврентьев. — Это видно даже по обложкам и рисункам. Жизнь человека радикально изменилась, изменились средства транспорта. И вот они эту современность, эту энергетику жизни превратили в эмоциональную человеческую ситуацию, причем ситуацию индивидуальную, с юмором. У них есть энергия молодости, которой очень часто сейчас не хватает. Энергия силы, свободы, художественного жеста. Да, они ничего не боялись, как амазонки. Абсолютно свободно распоряжались буквами, шрифтом, изобразительным материалом».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...