Срочные новости раздела
На

На "Винзаводе" показали первые советские коллажи и мистические пейзажи

Экспозиция занимает один зал. Сравнивать живопись Евгения Гороховского и графику Эдуарда Гороховского в обывательском смысле — чтобы понять, кто лучше, кто хуже, — бессмысленно. Кураторы предлагают максимально отойти от «дословных» сравнений и отказаться от ярлыков «старший» и «младший». Оба художника через свои работы предстают на выставке равновеликими, по-разному интересными. Марина Образцова, основатель галереи, рассказывает:

«В июне исполнилось 95 лет Эдуарду Семеновичу Гороховскому. Эдуард Семенович в своем творчестве проводил исследовательские работы по изменению, как меняются люди, как меняются лица, как меняется образ жизни. Евгений — немножко другой художник, но тоже интересный — метафизика, астрология, космизм... Недавно я была на выставке Васнецовых в Новой Третьяковке и была потрясена параллелями. У Аполлинария Васнецова космическое отношение ко всему, к связи человека и природы — мы думали, что это только сейчас актуально, а оказывается, все это давно было... Хорошо, что есть диалог отца и сына, это очень здорово».

В 1970-х новосибирский художник Эдуард Гороховский переехал в Москву и вошел в круги столичных концептуалистов — Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Янкилевского. Эдуард Гороховский увлекся фотоавангардом и начал делать фотоколлажи. Художник собирал архивы старых снимков. Одним из первых он стал переносить фотографии на холст или бумагу с помощью шелкографии — получившиеся работы дорабатывал с помощью карандаша и кисти. Свои картины Эдуард Гороховский называл фотограммами.

Именно фотограммы — портретные и графические коллажи на основе фотографий — показали на выставке. Графические рисунки объединены темой семьи (одна из самых известных серий называется «Семейный фотоальбом»). Эдуард Гороховский исследует в своих работах мир людей, внутренние и внешние конфликты. Визуальные образы Гороховский-старший заимствует со старых фотографий — многие из них датируются временами Российской империи. Заимствует, но не воспроизводит «дословно» — он оживляет старинные фотоизображения, концентрируясь на деталях, придавая им острые формы, «дописывая» фотографии кистью. Кажется, будто Гороховский-старший в коллажах предсказывает тренды современного графического дизайна — эклектику, проявляющуюся в смелости смешения фактур, и «ручную» доработку фотоматериала.

Что же Евгений Эдуардович? Он в 1973 году окончил Школу-студию МХАТ по специальности сценография и начал оформлять спектакли в новосибирском театре «Красный факел». Живописью занимался параллельно — во многом его вдохновляло влияние отца и других лидеров неофициального искусства, в первую очередь Булатова и Кабакова. В начале 90-х сконцентрировался на создании масштабных живописных полотен в технике фотореализма. Его считают одним из самых известных отечественных фотореалистов — а по масштабу сравнивают с американским прародителем этого направления Чаком Клоузом.

Евгений Эдуардович с фотографической точностью воспроизводит на полотнах пейзажи из разных уголков Земли — от Самары до Андалусии, и добавляет элементы живописного коллажа: звезды, орнаменты, полупрозрачные контуры. Искусствоведы считают, что его картины близки символизму — поскольку в своих картинах он избегал реалистичной прямолинейности и как будто бы создавал на основе привычных пейзажей космические и мистические параллельные реальности.

Например, о работе «Интервал предчувствия (Космические влияния неумолимо свершаются сначала на каузальном плане)» Евгений Эдуардович писал: «Однажды, гуляя по Самаре, я сфотографировал здание городского УВД, а потом отчего-то изобразил его столкновение с планетой Марс, которую астрологи называют «планетой малого несчастья» и считают, что она является причиной войн, огня и разрушений. 10 февраля 1999 года появилось сообщение о том, что здание сгорело... Почему-то захотелось «усилить» это негативное влияние Марса — так вместо одной получились три планеты...».

В красоте обычного мира он умел видеть метафизический смысл — и переносил это сочетание на полотна. На выставке его произведения сопровождаются авторскими текстами, искусствоведческими комментариями из семейного архива — их, как и многие картины, предоставила вдова художника, Людмила Николаевна Гороховская.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...