Срочные новости раздела
В «Стасике» состоялась премьеры оперы «Русалка»

В «Стасике» состоялась премьеры оперы «Русалка»

Как известно, в мире существует всего лишь четыре оперных школы. Одна из них — русская. И это притом, что опера в Россию пришла из Европы с большим опозданием в сравнении с местом своего рождения. Но так случилось, что уже «Жизнь за царя» Глинки, появившаяся в 1836 году при всех очевидных генетических связях с итальянским каноном, уже несла в себе серьезную заявку на самостоятельность. Ну а уж в творчестве композиторов «Могучей кучки» и Чайковского русская опера развернулась во всей своей красе и самобытности. На этом пути Даргомыжскому — его «Русалке» и в особенности «Каменному гостю» — принадлежит важнейшая роль в формировании русского оперного стиля. В том числе особого мелодического речитатива, интонаций бытового романса и русских песен в вокальных партиях, приемов сквозного развития. А потому для отечественных музыкантов «Русалка» — это святое. Тем не менее совершенно очевидно, что эта опера не так уж часто появляется на подмостках. И чем дальше, тем реже.

В связи с этим сам факт постановки «Русалки» в МАМТе заслуживает поклона: бережное отношение к отечественному музыкальному наследию — что может быть похвальнее?

Музыкальный руководитель постановки маэстро Тимур Зангиев преподносит партитуру увлеченно, энергично, эмоционально. Чувствуется, что музыканты по-настоящему включены в эту музыку, звучащую свежо и незаигранно. Прекрасно исполнены все инструментальные соло. Огромное удовольствие доставили певцы — прекрасные голоса, выразительно спетые арии и безупречно выстроенные ансамбли. Даргомыжский идет по классической оперной схеме противопоставления двух женских голосов — сопрано и меццо. Соперницы Наташа (Елена Гусева) и Княгиня (Екатерина Лукаш) контрастируют друг с другом и в характере, и в тембре, и во внешнем облике. Обе — обладательницы сильных, богатых обертонами голосов, длинного дыхания, мастерского легато. Исполнители второстепенных партий тоже не уступают по уровню: Ольга (Ксения Мусланова) — игривая, кокетливая, единственная, кто разбавляет мрачную атмосферу спектакля веселой ноткой. Небольшая роль Запевалы (Дмитрий Никаноров), обаятельный Сват (Антон Зараев) — оба вносят индивидуальную краску в артистический ансамбль.

Владимир Дмитрук в партии Князя с первой сцены покорил своим своеобразным узнаваемым тенором. Пожалуй, иногда певцу не хватало кантиленности в длинных мелодических фразах, но зато харизматичность и экспрессия заставляли сочувствовать герою, который на самом деле, конечно же, чистый злодей.

Особые слова хочется адресовать двум артистам, которые оказались настоящими звездами спектакля: Дмитрий Ульянов в партии Мельника и маленькая Ванда Парий в роли Русалочки. Ульянов — грандиозный Мельник. Диапазон от комического старика в первом акте до трагического безумца во втором — это высший актерский и вокальный пилотаж. Роль Русалочки не вокальная, а драматическая. Юная Ванда, которая в Прологе еще и вживую играет на стоящей на сцене арфе, не просто трогательна, как любой ребенок, — ее органичность и естественность демонстрируют настоящее актерское дарование.

Разумеется, все эти актерские работы были выстроены режиссером Александром Тителем, которого в этом спектакле волновали не шокирующие режиссерские «решения», а построение детальной психологической истории, в которой каждый персонаж претерпевает серьезнейшие изменения. Именно этими движениями человеческой души подробно занимался режиссер, и наблюдать за этим чрезвычайно интересно. Другой вопрос, что такой подход породил значительную статичность мизансцен. В сочетании с очень спорным визуальным решением Владимира Арефьева развитие действия подчас просто останавливалось, тормозило, казалось скупым и непридуманным.

На сцене все черным-черно. Деревянный помост и задник с видеопроекцией угрожающего широченного Днепра, до середины которого не то что редкая птица — вертолет не долетит. Пара стульев. В сцене свадьбы долго выносят столы, потом ставят на них бутылки. Закусить не дают. Дамы в платьях, оттенки которых различат только специалисты — выглядят они все как черные. Мужчины в черном. Разнообразие пытается внести приглашенный цыганский квартет из театра «Ромэн», который лихо трясет плечами под чисто русский танец и, откровенно говоря, кажется ненужным диссонансом. То, что русалки тоже все в черном, я уже молчу. И так понятно. Ощущение, что сценография и костюмы залетели сюда из другого спектакля. Возможно даже, из подбора — те, что предполагались, не успели доделать к премьере. Так иногда бывает.

Даргомыжский писал оперу по неоконченной пьесе Пушкина. Ее многие дописывали, в том числе Владимир Набоков. В финале у него есть фраза: «Пушкин пожимает плечами». Думаю, и здесь Даргомыжский, увидев столь странную картинку, пожал бы плечами. Но потом все-таки зааплодировал.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...