Срочные новости раздела
Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

Победитель екатеринбургской премии Дмитрий Бавильский сравнил работу критика с работой дегустатора

— Дмитрий, за что конкретно удостоились «Виссариона»?

— За две статьи. Во-первых, за рецензию на поэтический сборник Бориса Кутенкова. А во-вторых, за исследование шести книг екатеринбургского гения Юлии Михайловны Кокошко (сценариста, поэта, прозаика, лауреата премии им. Бажова. — И. В.). Обе статьи я писал долго и трудно, но, как теперь понимаю, жюри особенно «зашло» эссе «Надежный рассказчик», пытающееся объяснить значение творчества Юлии Михайловны. Это самый сложный и непрочитанный сегодня так, как надо, российский писатель. Каждый раз, соприкасаясь с ее текстами, я вставал в тупик, не понимал, как такое можно рецензировать. Поэтому работал над этим текстом (журнал «Урал») долгие месяцы. С нуля пришлось изобретать язык описания этого сложного феномена.

— Екатеринбург в массовом сознании стал «городом Бориса Рыжего», и нам немного в диковинку слышать новые имена…

— Юлия Кокошко — ныне живущий представитель старшего поколения уральской литературы, она — логический результат и, можно сказать, итог ее развития и цветения. Никто не смог выразить дух Екатеринбурга, как Юлия Михайловна. В Екатеринбурге есть Театр Коляды, знаменитый рок-клуб и другие важные культурные институции — от оперного театра до Музея писателей Урала, от журнала «Урал» до театра оперетты. А Кокошко — точно такая же важная и незаменимая институция, заменяющая своим индивидуальным творчеством работу огромного творческого коллектива.

— Это как по формуле Виктора Сосноры: нет никакого «литературного процесса». Все определяют гении.

— Городу повезло со своим гением, и Екатеринбург откликнулся на ее творчество: «Кабинетный ученый» опубликовал полное собрание ее сочинений в семи книгах. Вот с ним я и работал года полтора…

— Для специалистов вещь очевидная, но поясните: почему в филологии «критиковать» и «ругать» — не одно и то же?

— Честно говоря, я пишу только о том, что мне нравится. За все десятилетия критической работы я опубликовал лишь несколько отрицательных рецензий, причем через силу, поэтому все свои негативные отзывы я помню до сих пор. Мне кажется, надо писать только о том, что приносит удовольствие. Критике необязательно быть критичной — важнее глубина разбора и убедительность аргументации.

— В каком состоянии критика в России 2024 года — по сравнению с временами Белинского она переживает взлет или упадок?

— С критикой, как и с литературой, все нормально, они у нас сильные и разнообразные, каждой твари не по паре, но гораздо больше — на все уровни восприятия и вкуса. Однако у нас проблемы с редакционно-издательской инфраструктурой и читательским восприятием. Люди не очень понимают, чем литература, например, отличается от беллетристики — прямого рассказывания историй, которые лучше всего получаются у сценаристов.

Это совершенно разные искусства, и чтобы почувствовать разницу между ними, нужно много читать и думать над прочитанным. А это труд, вознаграждаемый крайне опосредованно. Поэтому у нас литературой считается все, что опубликовано под обложкой.

— Должна ли критика возиться с актуальными проблемами и только что написанными текстами? Или ей на пользу идет «академическое отставание» от времени, в котором мы живем?

— Критика никому ничего не должна, она стихийно складывается из букета индивидуальностей, в котором каждый пишет, как он слышит. Конечно, за фундаментальные подходы у нас отвечает литературоведение, а это не совсем критика, хотя ученые у нас занимаются примерно тем же — максимально тщательно и щепетильно разбирают тексты. Как классические, так и современные. Просто у литературоведов угол зрения иной, и разбираемые произведения нужны им как инструменты, а не как самоцель.

А лучшие критики страны — это эксперты, просеивающие текущие тексты, которые еще не закрепились в культуре и вполне могут оказаться мусорными и навсегда исчезнуть. Литературоведы, как правило, работают с уже отстоявшимся контекстом, с избранным из избранного, тогда как работу критика, работающего с новинками, можно сравнить с работой дегустатора. Он каждый раз рискует собственным вкусом и собственным здоровьем.

— СССР/Россия десятилетиями считается самой читающей страной в мире, и вдруг на трибуну выходит Дмитрий Бавильский и объявляет, что не все в порядке с читателями. Ваши доказательства?

— Повторюсь, у нас не все в порядке с восприятием писательской работы. Подавляющее большинство наших с вами соотечественников не понимает цели прозаиков и поэтов. Потому-то и оценивают их как-то криво. Между тем писатель отвечает за смысл жизни, за объяснение того, из чего этот главный смысл состоит и как достигается.

Давайте разберемся раз и навсегда. Новостники отвечают за хронику событий, публицисты разъясняют, что с нами происходит в текущем моменте, репортеры ведут свои рассказы с места важных событий, но никто, кроме настоящих писателей, не способен обобщить и объяснить, зачем мы живем и почему надо жить так, а не иначе. Каковы наши перспективы, причем не только бытовые, но и бытийные. Поэты работают над развитием языка, прозаики — над наполнением языка подлинным бытием. А больше такую работу выполнять некому.

Критики раскрывают писательские намерения и объясняют, если умеют, конечно, для чего нужно трудиться над сложностями Кокошко и почему следует избегать модных новинок, которые являются «пустой породой». Кстати, вот вам совет по выбору книг: если какое-то название произведения на слуху, это должно вызывать подозрение и останавливать вас от импульсной покупки в книжном — такие покупки часто случаются, когда зашел в книжный и растерялся. Вот критики нужны для того, чтобы мы никогда не терялись!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...