Срочные новости раздела
«Ленком» представил премьеру «Маленьких трагедий» в жанре кабаре

«Ленком» представил премьеру «Маленьких трагедий» в жанре кабаре

В вестибюле артисты, не обращая внимания на публику, как бы для себя, декламируют стихи Пушкина. А в фойе играет группа – романсы на слова Александра Сергеевича звучат в джазовой аранжировке. Так публику психологически готовят к основной части представления.

Алексей Франдетти выступил в этом проекте не только как режиссер, но и как автор инсценировки. Он выбрал три мини-пьесы Пушкина – «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Моцарт и Сальери», оставив за рамками «Скупого рыцаря». «Пир во время чумы» становится драматургическим стержнем. Именно гости Вальсингама – это посетители "Кабаре Пушкин", безудержно веселящиеся на фоне всеобщего мора. Они – не только действующие лица собственного сюжета, но зрители и участники двух других.

Сцена оформлена в излюбленном Франдетти стиле: сверкающая иллюминация, выплывающие из недр сцены столики, в центре – черный рояль с инкрустацией, тяжелые занавеси эффектно летят вверх и столь же эффектно падают на пол. Художники Анастасия Пугашкина и Екатерина Гутковская оформляют сцену и одевают актеров в стиле ар-деко – черное с золотом, перья, драпирующийся шелк, широкие брюки и пиджаки в тонкую полоску.

Звучит джазовая музыка в исполнении живого биг-бенда под управлением Петра Востокова. Впрочем, композитор Юрий Севастьянов не ограничился джазовым стилем. Партитура спектакля разнообразна и изобретательна. Техничные танцы эпохи 20-30 годов – от шимми до виртуознейшего степа –  поставлены Ириной Кашубой и исполняются артистами безупречно. Как безупречен и блюз, в который превратилась «унылая и приятная» песня Мери в исполнении Сафии Яруллиной.

В инсценировке не потеряно ни одного слова гениального пушкинского текста. Более того, в исполнении ленкомовцев (с которыми, кстати, поработала корифей этого театра народная артистка Елена Шанина), не потеряна и не искажена ни одна смысловая трагическая интонация. По мере развития действия формировалось чувство, что стилистика кабаре каким-то чудесным образом становится тем идеальным обрамлением, в котором пушкинский стих обретает новую энергию внятность и мощную эмоцию.

На сцене появляется Игорь Миркурбанов в роли Сальери – и начинается сильнейшая по выразительности сцена. Сальери пьян – он теперь всегда пьян после убийства Моцарта. Его преследует – нет, вовсе не чувство вины, а ужас, что он не гений. В который раз он проигрывает в своем сознании последнюю встречу с Моцартом. Моцарт в исполнении Ивана Рысина обворожителен. Артист сам играет на рояле – и это очень здорово. Сочинения Моцарта стилизованы изящно и умно – никакого «перебора», никакой травестии. Фольклорный акцент приобретает тема арии Дон Жуана «с шампанским» на электроскрипке «слепого скрыпача» (Илья Халмурзаев). Ну а "Лакримоза", сыгранная Иваном Рыскиным на рояле почти без элементов стилизации, пробирает до слез. Сцена Моцарта и Сальери заканчивается жутким трюком – в истерике герой Миркурбанова разбивает рояль.

По мере развития сюжета растет роль Черного Человека в мастерском исполнении Александра Сирина. Он рулит здесь всем. Тихий голос, скромный костюм слуги, мертвенно бледный цвет лица: он и смерть, и Командор, и рок, и гнев Божий – тот самый Ревизор по Гоголю, «который ждет нас у дверей гроба». Финал первого акта – песня Вальсингама (Станислав Беляев) уводит музыкальную стилистику из джаза в драматический мюзикл. А пластический эпизод, в котором актеры при помощи лонж взбираются на занавес, предвещает трагический финал всего спектакля.

История Дон Гуана начинается с ироничной сцены на кладбище. Комические нотки вносит сама парочка – обаятельный развратник (Станислав Тикунов) и его верный Лепорелло (Александр Горелов). И это очень по-пушкински: солнцу русской поэзии, как никому другому в русской литературе, удавалось балансировать на грани юмора, вплоть до сарказма, и лиризма.

Оригинально решен поединок Гуана и Карлоса (Александр Сальник) – это страстное мужское танго (собственно, именно в таком гендерном раскладе и родился этот танец), в котором один из участников обречен на смерть. Прекрасная Лаура (Наталья Инькова) на самом деле прекрасна, а ее песня – это еще одна находка режиссера: в качестве текста взято стихотворение Пушкина «Опытность», которое он написал еще в лицее в 15 лет.

Финал спектакля возвращает нас к «Пиру во время чумы». И вновь гости Председателя пытаются карабкаться вверх теперь уже по внезапно поднимающейся стене, но под пристальным взглядом Черного Человека скатываются вниз в клубах дыма и красного света (художник по свету Иван Виноградов). Вспоминаются известные полотна Рубенса и Босха, и, как это водится у Пушкина, ирония оборачивается реальной смертью.

Исследуя в «Маленьких трагедиях» дуальность мира, Пушкин применил оксюморон во всех названиях – от самого цикла до каждой пьесы. Алексей Франдетти в названии спектакля идет тем же путем:  «Кабаре Пушкин» – это очевидный оксюморон, в котором автор спектакля изящно раскрывает секрет пушкинского письма – сплав иронии и глубоких смыслов. И в этом, пожалуй, причина удачи столь смелого режиссерского решения. Так и хочется воскликнуть: ай да Пушкин! Ай да постмодернист!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Это совместная акция двух биеннале современного искусства – Венецианской,  отмечающей в этом году 60-летие, и Бангкокской. На ней представлено  15 работ художников из Юго-Восточной Азии – Таиланда,
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...