Срочные новости раздела
Андрей Яхонтов: в душе смеемся над царями

Андрей Яхонтов: в душе смеемся над царями

Принято огрубленно (или огульно?) мнить: вознесенные над разливанным океаном народонаселения правители всеведущи, мудры, справедливы, а если изредка заблуждаются, их мелкие ошибки и недочеты в общей массе позитива компенсируются добрыми деяниями, преобразуются в чистейшее положительное начало, плюсуются к итоговому бравурному подбиванию бабок, идут на пользу.

Однако есть сфера, в которой монархи, президенты, цари, коммунистические, националистические и прочие вожди стабильно, на протяжении веков, являют себя если не беспомощными дилетантами, то не стопроцентно авторитетными экспертами, выступают образцами поразительной эстетической глухоты, интеллектуальной дремучести, редкостной некомпетентности. Считанные единицы, такие как Черчилль, одинаково успешны в словотворчестве (лауреат Нобелевки) и живописи, или поэтически одаренный глава ООН Даг Хаммершельд, снискали заслуженные похвалы. Подавляющее большинство крупных и мелких политических бонз не церемонились с великими мольерами и дерзкими федерико гарсиа лорками.

Венценосная гроздь Романовых — Павел, Екатерина и дальше от Николая до Николая, то есть все три Александра, — буквально состязались в искоренении талантов. Екатерина (прозванная Великой), сама не чуждая пьесописательства, гнобила публициста Радищева и насмешника Новикова; Павел позакрывал частные типографии и запретил ввоз книг из-за границы (дабы ни единого бесцензурного звука не просочилось сквозь кордоны); Николай Первый лично цензурировал Пушкина (сколь надо возомнить о себе, чтобы назидать гению!) и встретил гибель Лермонтова восторженной тирадой о собачьей смерти; прогрессивный реформатор Александр Второй и непрогрессивный душитель Николай Второй измывались над Василием Верещагиным, отображавшим на холстах войну не так, как хотелось жаждавшим победных фанфар деспотам. Верещагин отстаивал право и кредо запечатлевать кровавые баталии апофеозом смерти, протестно сжигал свои неугодные скверным оценщикам картины, доказывал: можно быть патриотом, не соглашаясь с самодурством верховных жрецов. О художествах Хрущева на выставке неформальных живописцев, убиении Лениным Гумилева, а Сталиным Мандельштама, травле Ахматовой и Зощенко знают все, кто интересуется бэкграундом данного вопроса.

Зачем дуроломы лезут в непостижимое, иррациональное? Почему им неймется? Выказывая дремучесть, предстают карикатурными глупцами перед просвещенными современниками и (в перспективе эпох) потомками, причем на опыте своих неуклюжих предшественников осведомлены об угрозе осмеяния и риске утраты уважительной репутации. Хрестоматийный «Гамлет» исчерпывающе не оставляет иллюзий касательно эпитафий, зло припечатывающих гонителей, и скоморохов, раздающих ядовитые нелицеприятные характеристики некритически воспринимающим себя опекунам искусства. Позицию ироничного отношения к псевдопастырям предельно ясно сформулировали сосланные на каторгу декабристы, умевшие не только бунтовать, но и рифмовать: «в душе смеемся над царями»!

В самом деле: с какой стати трепетать перед клеющими ярлыки и рядящими в арестантские одежки профанами: из того, что по наследству или при переделе власти досталась корона, не следует, что непогрешимы. Скипетр, увы, не синоним нимба. Однако со времен Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра Первого торжествует единственно правильная императорская императивная точка зрения на происходящее и будущность, на то, какой быть державе и каким макаром и манером населяющие ее народы должны себя осуществлять. Не стрижешь бороду, как приказано, значит, враг. Не кланяешься опричникам в пояс — вольнодумец. Не дремлешь после обеда? Значит, шпион! Ибо в чем отличие русского от иностранца? Иностранец не спит ни днем, ни ночью, кует доходы, считает барыш. Русскому считать нечего, вот и кемарит обломовски. Ну а тот, кто не храпит, тот штольц, засланец!

Инквизиторская охота мирового размаха на недремлющих кассандр (и прочих прозорливых ведьм вроде Жанны д’Арк), галилеев-коперников, вейсмонистов-морганистов изначально спекулятивна, обнуляюще конъюнктурна!

Свинцовый кляп

Не надо бояться утраты национальной самобытности, Россия столь непохожа на другие страны, что ее своеобразие будет проявляться во всем — от производства самоваров, каслинского литья, матрешек, дымковской игрушки, оренбургских платков и шалей неповторимых, вовсе не аляповатых и не безвкусных расцветок до высокоинтеллектуальной прозы Венедикта Ерофеева. Американцу Чарльзу Буковски, работающему на идентичной алкогольной ниве, не создать саги, даже отдаленно приближенной к вдохновенной поэме «Москва — Петушки»!

Закавыка, однако, в том, что даже привольно-фривольный пьяница Веничка потешается над современными ему советскими руководителями уж очень закамуфлированно, тихушно. Открытое обличительство не дается ему даже в кругу маргинальных собутыльников. Что говорить о тех, кому по статусу профессионального сатирика положено клеймить-разоблачать! Алексей Константинович Толстой незлобиво пенял отчизне, что в ней порядка нет; Салтыков-Щедрин, занимая пост градоначальника, мог позволить себе сатиру на город Глупов, но никак не на Санкт-Петербург. В подтексте Глупова, конечно, прочитывались приметы непровинциальной Руси, проницательный искатель обобщений сам, в индивидуальном порядке, обнаруживал откровения между строк. А вот «шутам его величества пролетариата» — так ласково именовал остроумцев нарком по делам культуры Луначарский — стало вовсе невозможно лавировать между возможным и нереальным, расширение потенций эзопова языка строжайше контролировалось. Те, кто заикался о случаях неправедности, мгновенно получали укорот, а то и свинцовый кляп — аналогичный влили в фильме «Андрей Рублев» в глотку сыгранному Роланом Быковым зубоскалу. После того как обрекли молчать безобидного Михаила Зощенко, остальным пересмешникам сделалось неповадно ерничать.

Ветряные мельницы

Хочу пропеть оду идущим поперек общепринятых шаблонов и клише дон-кихотам. Не подлаживающимся под обстоятельства, поступающим согласно кодексу нравственности, наивно и отважно воюющим с ветряными мельницами. Кто такие (что такое?) эти ветряные громады? Многими они воспринимаются безобидным (и даже кормящим) анахронизмом. Но их образ уловлен Сервантесом удивительно точно: флюгерные создания с челюстями-жерновами, перемалывающими не только зерно для пропитания, но и попавших в переплет мышек, и угодивших в зависимость от мельника должников.

Внешне могут выглядеть тщедушными и худющими или надменно надутыми (при всех привходящестях они дутые величины). Сколько пузырей — мыльных, болотных — доводилось нам встречать! Ретроградные мельницы, нет сомнения, рухнут-лопнут, как всё шаткое, допотопное. Но бунт против глупости и косности редко приводит к победе над ними. Подавляюще сильна власть ничтожеств. Сгноили непокорного рыцаря Мандельштама, затравили беззащитную дульцинею Цветаеву, охаяли тиля уленшпигеля Пастернака, сравнив его (в лучших традициях Средневековья) с хрюкающей хавроньей. Кто формировал и озвучивал постыдные вердикты? Пустышки, коим стало позволено безнаказанно оскорблять, унижать, казнить не приторговывающих своим божественным даром упрямцев, заставляющих «мир плакать над красой страны моей».

Тягостно подчиняться тупым канонам, легче принять установленные правила, пялить на лик предложенную маску — страдальца, слуги, героя. Поэтому даже внутреннее несогласие с неправотой и отмежевание от произвола — отвага.

Связные

На дон-кихотов переломной поры пал отблеск великих предшественников — тех, кто не мог и не хотел согнуть свой талант в угоду муштре. Нынешние творцы — промежуточное, связующее звено между ушедшей, вытоптанной и расстрелянной грандиозной культурой прошлого и порослью культуры будущего. Не хватает генов, образования, условий, в которых задатки могут созреть и развернуться, достичь уровня мастерства Ивана Шмелева и Михаила Кузмина, Блока и Есенина... Чудом сохранившиеся на пепелищах и в подвалах крупицы, всходы созидательности, не отмеченные элитарностью, изысканностью представителей Серебряного века, не опаленные испытаниями, выпавшими поэтической плеяде, возмужавшей в сражении с фашизмом, — Окуджаве, Самойлову, Винокурову — останутся связными (кочегарами, чернорабочими), не позволяющими угаснуть божественной искре, — почетный труд!  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...