Срочные новости раздела
В Музее музыки раскрыли загадку рукописи Глинки

В Музее музыки раскрыли загадку рукописи Глинки

На выставках к юбилейным датам всегда ждешь чего-то биографического: детство, отрочество, юность, быт, привычки. Но куратор выставки Лидия Адэр сразу предупреждает о нестандартности экспозиции: «Мы ломаем стереотипы о том, что монографическая выставка о композиторе — это последовательный рассказ о всем многообразии фактов из его жизни и творчества. Здесь нет прямолинейности в подходе. Коллекция музея невероятна, в ней хранится гораздо больше, чем мы показываем. Многое, к сожалению, пришлось отсечь ради той идеи, которую мы хотели донести». А идея следующая - показать, как «гениальные дилетанты» в начале XIX века создавали русскую национальную музыку. 

Первый раздел называется «Музыкальный салон». И действительно, первое, что бросается в глаза — это обязательный атрибут музыкальных салонов той эпохи — рояль. Он необычный. Музыканты, в кругу которых формировалась личность Глинки, трепетно относились к русской культуре, записывали народные песнопения. Обычный рояль не подходил для того, чтобы точно отражать их звучание. Нужен был энгармонический клавицин. Таким и обзавелся князь Владимир Одоевский, философ и один из первых музыковедов в России, друг Глинки. Именно его инструмент и представлен на экспозиции. Вместо привычных 12 клавиш в октаве — целых 19! А теперь представляем: вокруг рояля собрались музыканты. Споры, дискуссии, музицирование, смех, снова обсуждения. Атмосфера этих салонных бесед формировала русскую национальную музыку. Там, в кругу дилетантов, зарождались идеи, которые отображает второй раздел выставки. 

В зале «Быль и небыль» представлена лишь малая, но яркая часть того, во что  вылились дискуссии музыкантов-любителей у рояля. Здесь речь идет, конечно же, об «Иване Сусанине» («Жизнь за царя») и «Руслане и Людмиле». От истории того, как формировалась русская национальная опера, нас уводят к диалогу культур Запада и Востока, которому посвящен третий раздел, «Свои» и «чужие». В творчестве Глинки отражена идея особенности русской культуры, того, что она не вписывается ни в понятие «Запад», ни в понятие «Восток». Хотя стоит сказать, что самому композитору «чужие» не были так уж чужды. Сказываются и частые путешествия за границу, и знание шести иностранных языков. 

Завершает экспозицию раздел «Русский дух». И здесь наконец мы буквально препарируем образ мысли композитора. Вот почему Глинка выводит на сцену крестьянина Ивана Сусанина в качестве главного героя, вот почему в самом начале экспозиции мы видим энгармонический рояль, который точнее всего отражает все тончайшие нюансы народного пения. Мыслители, художники и другие творцы «золотого века» пришли к мысли о том, что пора раскрыть глаза на «русскость», которая на тот момент была на грани забвения.

Экспонаты выставки не просто извлекли из фонда Музея музыки. Часть эскизов декораций доставлена из Театрального музея А.А. Бахрушина, кое-что привезли из Музея В.А. Тропинина. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства привез ценнейшие костюмы для опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила», а также поделился эскизами. Из любопытного: шапочка-феска, принадлежащая Михаилу Ивановичу, и его настольный звонок. Да, посетив эту выставку, мы не узнаем, из какой чашки композитор любил пить кофе по утрам (и любил ли он его вообще?), какие книги читал и на каком кресле отдыхал. Но зато отчетливо можем представить, как он создавал свои шедевры. Невозможно представить подобную выставку без рукописей композитора, и они здесь имеются. Самый нарядный нотный автограф бросается в глаза в первом разделе выставки. Это романс «Молитва» на стихи Михаила Лермонтова, который попал в коллекцию музея из собрания певца Назария Райского. Как автограф оказался у него — загадка. Научный куратор выставки Наталия Тартаковская говорит о двух версиях. Первая — сестра Михаила Глинки Людмила Шестакова сама подарила исполнителю этот экземпляр. Вторая — певец  был коллекционером подобных артефактов, хотя и скрывал этот факт, а потому мог попросту приобрести у кого-то  рукопись. 

Не может существовать выставка о композиторе и без музыки. Можно воспользоваться наушниками и колонками, сопровождающими экспозицию, и послушать произведения Глинки, например, хор «Славься». Почему он так важен для русской культуры, объясняет куратор выставки Лидия Адэр: «Эта хоровая монументальные сцена в опере Глинки является олицетворением голоса народа. Прежде людям не было дано право голоса, право слова. А тут они впервые заговорили. Хор славит царя, который не был навязан людям. Он был ими выбран. Ради него крестьяне (в лице Ивана Сусанина) пошли на подвиг, на самопожертвование. Хор гимнический, основан на русской народной мелодике. И здесь не так важно слово, которое менялось сквозь времена. Неизменной оставалась музыка, которая по своим интонациям нам близка. Она как генетический код. А потому «Славься» никуда не уходит. Он звучал на Параде Победы в 1945 году, звучит и сегодня». 

Российский национальный музей музыки возник в 1912-м. Фонд музея вырос из материалов коллекции Николая Рубинштейна, музыканта, основателя и первого директора Московской консерватории, при котором и располагалась первая экспозиция. В год 150-летия Глинки (1954) музею было присвоено имя композитора, однако в 2018 году музей был переименован. Хотя исторически музей действительно никак не связан с именем композитора, фонд Михаила Глинки в Музее музыки начали собирать одним из самых первых.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...