Срочные новости раздела
От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

От «Венеры» к «Адаму»: в Третьяковке показали ранние эскизы Александра Иванова

Александр Иванов отправился в Италию в 1830-м году. Как один из лучших выпускников Императорской Академии Художеств, он претендовал на полный пансион. В первый год художнику предстояло изучать памятники итальянского искусства, во второй — сделать копию с фрески Микеланджело «Сотворение Адама», и только на третий год следовало создать собственное творение. В Италии он задержался на восемнадцать лет: и почти все это время посвятил своему самому масштабному полотну.

Мини-экспозиция, посвященная первым опытам столкновения Иванова с античной скульптурой и живописью Эпохи Возрождения, расположилась в одиннадцатом зале Третьяковской Галереи — справа от самой известной картины Александра Иванова — гигантского полотна «Явление Христа Народу».

В полутемном зале — около двадцати эскизов мастера, два из которых специально для выставки отреставрировали мастера Третьяковки. Это «Голова Аполлона Бельведерского» и один из двух эскизов к первой итальянской картине художника — «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой».

Эскизы античной статуи «Венера Медичи» , сделанные во Флоренции, соседствуют с черновыми копиями с картин Да Винчи («Голова Девушки») и фрагментами зарисовок с Рафаэлевской «Афинской школы». В самом центре зала — фрагменты с «Сотворения Адама» Микеланджело. В работах классиков эпохи Возрождения и греческой скульптуре для Иванова главное — обращение к классике, к монументальной красоте античного образа. Заведующая отделом графики XVIII – начала ХХ века Государственной Третьяковской галереи Ирина Шуманова считает, что выставка очень интересна тем, что говорит о действительно важном для Иванова свойстве — его классичности.

- Он как и художник Возрождения, открывает для себя античность (и одновременно Возрождение!), и достигает удивительной классической гармонии ясности языка, соревнуясь с великими мастерами Возрождения и достигая такой же красоты и гармонии. И именно эта Рафаэлевская гармония есть в большой картине Иванова [...] Кстати, на нынешей выставке очень много копий рисунков, которые мастер сделал с различных произведений в Риме - скульптурных, фресок. Но они не смотрятся копиями – и это удивительно, потому как получились вполне оригинальными. Мы, конечно же, узнаем композицию... Мы восхищаемся, как Иванову удалось передать вот эту солнечность мрамора в “Венере Медичи”, например, или какие-то повороты фигур... Удивляемся этой оригинальной штриховке, ведь он делает копии в другом материале и заново переживает этот материал. Скажем, “Венера Медичи” — это и гимн античности, и гимн скульптуры, и графики».

От знакомства с зарубежным искусством — к первой собственной итальянской картине. В Ватикане Иванов делает первые наброски к полотну «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831-1834 год). Намечает композицию, зарисовывает статую Аполлона Бельведерского, чтобы позднее «оживить» ее черты в живописи, ищет визуальные образы для Кипариса и Гиацинта... Творческие поиски художника, воплощенные на эскизах, дополняются неожиданными параллелями с полотнами Рафаэля и античными скульптурами из собрания Ватикана.

Куратор выставки, Маргарита Крылова, рассказывает:

- Безусловно, интересную часть выставки составляют рисунки к его первой картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением”, которая представлена в десятом зале - вот она, на стене. И будет очень интересно зрителям посмотреть саму картину и то, как художник работал, подготавливая эскизы; композицию, которая родилась не сразу, а рисунки показывают, как художник искал каждый из образов этого полотна. И уже в этих первых листах мы видим его знаменитый, можно сказать, метод сличения и сравнения, который в дальнейшем стал постоянным методом работы над живописными полотнами.

Надо сказать, что свет в зале приглушают специально, чтобы не навредить хрупким карандашным эскизам. Для таких «экспонатов» зал Третьяковки приспособили четыре года назад, когда показывали поздние наброски Иванова к «Явлению...».

- Мы переформатировали этот зал. Здесь раньше была живопись и работы отца Александра Иванова - Андрея Иванова, художника академического плана первой половины XIX века. – рассказывает доктор искусствоведения, замдиректора Третьяковской галереи по научной работ Татьяна Карпова, - Но этот зал нас не удовлетворял, потому что рядом с работами Иванова как-то все это блекло, и само помещение было слишком узким для некоторых крупноформатных произведений академических мастеров, современников Иванова-младшего - может быть, они не достигли таких вершин в творчестве, как он. И мы решили приспособить зал для графических выставок. Как вы видите, мы закрыли потолок, сделали свет специальный для графики, и получили возможность показывать наше собрание Иванова - у нас есть более 700 графических листов - это 40 альбомов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...