Срочные новости раздела
«Остров мертвых» превратился на ярославской сцене в остров живых

«Остров мертвых» превратился на ярославской сцене в остров живых

Оркестр «Новая Россия» хоть и знает наизусть все заявленные на финальном концерте произведения – «Остров мертвых» Рахманинова, Первый концерт для скрипки с оркестром Чайковского и концерт №1 Прокофьева – собрался на репетицию в Собиновском зале еще днем. Перед тем, как прогнать весь материал, маэстро Юрий Башмет пообщался с журналистами за чашечкой кофе. Он рассказал, что в этом году успел побывать в разных небольших городах и селах Ярославской области и публика его потрясла. «Встречали как Пола Маккартни», – восхитился публикой маэстро. Накануне завершающего фестиваль вечера Юрий Башмет встретился и с губернатором Ярославской области Михаилом Евраевым, который тоже его поклонник. Договорились в будущем маштабировать фестиваль. Несмотря на то, что проект существует уже 16 лет, каждый год музыканты открывают для себя новые сцены, часто в скромных сельских ДК, и всегда уезжают под большим впечатлением. Так что на финальный вечер оркестранты во главе с дирижером выходили в приподнятом настроении. Начать им предстояло с мистического произведения.

Сложная, насыщенная переливами, как морская волна, музыка потекла сама собой. Сергей Рахманинов писал «Остров мертвых» под впечатлением от черно-белой репродукции картины Арнольда Бёклина, а позже говорил, что, если бы сразу увидел цветной оригинал, мелодия была бы другой. Симфоническую поэму отличают графичность, холодность и мрачность звуковой палитры. Это философское размышление о жизни и смерти сродни стихотворению Валерия Брюсова, который тоже обращался к картине Бёклина: «На годы набегают годы, / Не молкнет ровный стук минут, / И дни и годы, словно воды, / В просторы вечности текут». И все же, аидов пейзаж, с его зловещим «шелестом» скрипок и «ветром», рожденным звуками валторна, пронизан нежными нотками жизни. Сам Рахманинов говорил о своем сочинении: «Сначала — смерть, потом — жизнь».

Следом играли Первый концерт для скрипки с оркестром Ре мажор Сергея Прокофьева, солировал Вадим Репин. Это тоже очень поэтическое произведение, которое, как некогда и очень точно говорил Давид Ойстрах, захватывает «свежестью лирических образов, ярким сказочным колоритом». Репин играл скрипичную партию так пронзительно, что публика долго не отпускала его и маэстро Башмета на антракт. Так что скрипач на бис сыграл неаполитанскую народную мелодию «Венецианский карнавал», которая в свое время стала очень популярна благодаря Никколо Паганини.

После перерыва – еще одно сказочное произведение, которое подчеркнуло общий посыл вечера: после самой темной ночи всегда наступает рассвет. Ярославцы последние недели живут в сложных ощущениях – здесь заблокировали GPS-навигацию из-за нарастающих акат украинских беспилотников, так что конфликт, который длится уже два года, теперь тут чувствуется как никогда близко. Надежда на возвращение к привычной жизни как никогда к месту. В финале концерта зрителей ждал концентр № 1 Петра Чайковского для фортепьяно с оркестром си-бемоль минор (сочинение 23). Солировал пианист Борис Березовский, который впервые приехал в Ярославль. Перед началом концерта он рассказал журналистам, что они с Юрием Абрамовичем обсуждают возможность создания нового балета на основе разных произведений Чайковского, в том числе 1-го концерта. «Это сказочная музыка, которую я очень люблю, даже не припомню сколько раз мне довелось ее исполнять – много», – сказал пианист перед выходом на сцену. А Юрий Башмет рассказал, что только Березовский может так мягко исполнять это сочинение.

Прозвучало оно действительно очень нежно и сказочно. После продолжительных аплодисментов пианист решил сыграть отрывок из того же концерта на бис. И чтобы вы думали? Ошибся! Но тут же нашелся, обратил все в шутку, посмеялся над собой вместе с восторженной публикой. Зрители оцени юмор и одарили Березовского и маэстро Башмета букетами цветов. Напоследок музыкантов и публику поздравила с успехом министр культуры Ярославля Марина Васильева. Так «Остров мертвых» превратился в остров живых.

Мария Москвичева, Ярославль.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В неприметном павильоне  ВДНХ, который стоило труда найти, оборудовали зал, напоминающий ангар. До начала спектакля запустили дымовую машину. Ничто не предвещало впечатляющего события. Да и тема
подробнее...

Начали с вопроса неожиданного — не нужно ли России перенять опыт Египта, где проблему перенаселения Каира решили радикальным способом. Просто в 2015 году построили себе новую столицу неподалеку от
подробнее...

В производстве дебютной «Ласточки» недавней выпускницы ВГИКа Малики Мухамеджан, участвующей в конкурсе игровых картин, поучаствовали три страны: Россия, Казахстан, Италия. По нынешним временам это
подробнее...

С тезисом о «невозможности смеха» можно поспорить. В 1943 году, то есть в момент, когда завершалась эпохальная и кровопролитная Сталинградская битва, Зощенко написал, например, совершенно не фронтовой
подробнее...

Нет ничего удивительного в том, что проекты про экстрасенсов удивляют статистикой. Сериал «Гадалка» с его тысячью и почти семью сотнями эпизодов установил в мистическом жанре рекорд по
подробнее...

Пожалуй, самая сильная фестивальная программа — анимационная, хотя в ней представлены в основном работы начинающих режиссеров, включая их дипломные фильмы. Мультипликационные ретроспективы — вне
подробнее...

Умная колонка неправильно ставит ударение в моей фамилии— Бешевли — довольно необычная фамилия. Каковы ее корни?— Отец мне рассказывал в детстве, что корни фамилии греческие, так там называли
подробнее...

Известные писатели, музыканты и журналисты собрались в Петербургской филармонии на заседание «Культурного фронта России». «Во главе стола» — Николай Бурляев и Валерий Гергиев. Основным вопросом
подробнее...

Цирк на Цветном бульваре неоднократно становился местом, где в одной программе соединялись разные виды искусств. «Новогодний аттракцион» в постановке режиссера Евгения Гинзбурга был одним из самых
подробнее...

Один из авторов сценария и главный режиссер фильма про аса-истребителя Алексея Титаренко по прозвищу Маэстро и его поющую команду – Леонид Быков еще в годы войны, будучи мальчишкой, очень хотел стать
подробнее...

Для мирового балетного театра «Золушка» ассоциируется прежде всего с музыкой Сергея Прокофьева. Премьера спектакля состоялась в Большом в победном 1945 году. Но вообще волшебная сказка Шарля Перро
подробнее...

По случаю юбилея вспомним некоторые моменты, связанные со съемками «ТАСС уполномочен…», о которых многие из читателей наверняка не знают.«Мама Штирлица» для Трианона не подошлаНачнем с режиссерской
подробнее...

«Мем — это единица культурной информации» — так Интернет определяет современное популярное явление. Сегодня он действительно стал частью нашей культуры, причем настолько, что мы порой общаемся ими и
подробнее...

На днях в Москве стартовали съемки драмеди с сюжетом, как будто отчасти повторяющим то, что творится в реалити «Беременна в 16». Главная героиня, отличница и во всем примерная девушка Тоня, влюбляется
подробнее...

Больше всего любителей кровавых интриг между черными и зелеными рассердило то, что вместо финальной драконовской битвы, от которой глаза бы лезли из орбит, публика получила очередной намек на
подробнее...

На фестивальном постере - изумительное нежное лицо Инны Чуриковой. Такой мы ее запомнили в фильме «Начало» Глеба Панфилова, где она  сыграла самую обычную девушку Пашу Строгонову и Жанну д`Арк,
подробнее...

Летом 2024 года гроза чартов и моральных устоев выступает на разогреве у серьезных американских хеви-мужчин Five Fingers Death Punch. По меркам Мэнсона, не ахти какое достижение, но в его ситуации
подробнее...

В «сокровищнице» Казанского Кремля немало интересных проектов, а путь к новому лежит через выставку одного из самых прославленных мастеров республики Татарстан Хариса Якупова. Он известен не только
подробнее...